Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
В "Справедливой России" подготовили поправки к законам о СМИ и рекламе, которые запрещают непосредственно в рекламе, а также в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях (читай — интернете) утверждать, будто употребление алкоголя является российской традицией и частью нашей истории и культуры.
Тезис о том, что пьянство неразрывно связано с нашими традициями, культурой и историей, сам по себе спорный. Но в данном случае гораздо важнее понять, насколько эффективным будет запрет, если его примут.
Закрыть окно для спиртного
Новая антиалкогольная инициатива справедливороссов состоит из двух пунктов. Пункт первый: запретить рекламу алкогольной продукции крепостью больше 5 градусов в магазинах и дегустационных залах, если эту рекламу можно увидеть за пределами магазина или зала. Проще говоря, если закон будет принят, рекламу нельзя будет видеть с улицы через окно магазина.
Запрет простой и понятный. Сейчас реклама алкоголя уже запрещена везде, кроме специализированных магазинов, где продается спиртное. Справедливороссы предлагают добить зеленого змия в его логове. Во всяком случае, именно так формулируется цель на официальном партийном сайте: "Необходимо закрыть последнюю лазейку для рекламы крепкого алкоголя".
Молчание пьяниц
Второй пункт законопроекта не такой убедительный. "В средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях запрещается пропаганда употребления алкогольной продукции, в том числе информация, <…> содержащая утверждение о том, что употребление алкогольной продукции является традицией, частью истории и культуры".
Как написано в пояснительной записке к законопроекту, "часто осуществляется позиционирование алкогольной продукции как традиции, а сам алкоголизм рассматривается как часть национальной культуры".
И то, и другое "недопустимо", и надо это запретить делать в самой рекламе, а также в СМИ и в информационно-телекоммуникационных сетях, то есть в интернете. Если запретить, то "меньшее количество оправданий для пьянства позволит уменьшить число осознанного алкоголизма у населения".
Во-вторых, сомнительно, что голосованием в парламенте можно запретить мем, мифологему, идеологему и прочие продукты мифотворчества. Во всяком случае, таких прецедентов в мировой истории еще не было.
Тип пьянства нордический
Следует ли из этого, что убежденность в традициях "русского пьянства" неистребима, и бороться с ним бесполезно?
Причина отечественного пьянства не надуманная. Сами справедливороссы толково ее проанализировали на своем партийном сайте: "Для России характерен так называемый северный тип потребления алкоголя: 80% спиртного, которое ежегодно выпивают наши граждане, — это крепкие напитки, в первую очередь водка (с учетом домашнего самогоноварения)… Именно северный тип потребления чреват запойным пьянством и связанными с этим социальными проблемами".
Исторически точно такой же, выражаясь терминами справедливороссов, "паттерн потребления" спиртного характерен для Исландии, Финляндии, Швеции, но в этих странах, отмечают справедливороссы, с ним успешно борются путем "жесткого регулирования рекламы крепкого алкоголя".
Беда только в том, что такая традиция есть.
Водка и политика
Традиция пить крепкий алкоголь не так глубоко уходит корнями в нашу историю, как часто думают, и не имеет ничего общего с нашей культурой.
Известные слова князя Владимира, крестившего Русь, о том, что "Руси есть веселие пить: не можем без того быть", скорее всего, действительно были им сказаны в 986 году. Но сказал он их в ответ на предложение послов Волжской Булгарии принять на Руси ислам в качестве государственной религии с вытекающим из этого отказами от спиртного.
Так что ответ князя был скорее политически корректным отказом послам, чем констатацией русского обычая. Точнее, это могло быть обычаем самого князя и его приближенных, которые, как известно, были варягами, то есть паттерн потребления спиртного у них был нордический. Во всяком случае, описания выпивок у князей до Владимира и после него — не редкость в "Повести временных лет" летописца Нестора, который первым процитировал исторические слова князя Владимира о питие как веселии русского народа.
У их подданных паттерн был до поры до времени иной, скорее, средиземноморский, как сказали бы сейчас. Пили напитки, которые были доступны, а доступны было спиртное весьма умеренной крепости.
Госмонополия на миф о "русском пьянстве"
Крепкие же напитки стали достоянием нации только когда появилось доступное народу оборудование для их производства — сначала из железа, потом из стекла, то есть довольно поздно в нашей истории. Тем же временем датируются и первые попытки государства ввести монополию на эти напитки. Не в целях охраны здоровья населения, разумеется, а исключительно с целью пополнения госбюджета.
Первые винные монополии были введены при деде Ивана Грозного Иоанне III Васильевиче, потом Алексее Михаловиче и его сыне Петре I. Но были вялыми и быстро отменялись, что косвенно свидетельствовало о скромных масштабах рынка. Сверхприбыль пошла в казну только после введения винной монополии графом Витте в 1894 году. В госбюджете 1913 года доходная часть больше чем на четверть состояла из доходов от продажи государством водки.
Наверное, этим временем и надо датировать появление "русской традиции" пить водку.
Слишком крепкий закон
Госмонополия на спиртное составляла одну из основ советской экономики, и поддерживать "исконную" традицию было в интересах власти. Как только это в 1991 году закончилось, у государства исчезла причина поддерживать миф об истинно русском способе пить. Причина его холить и лелеять появилась у производителей и дистрибуторов спиртного.
Запретить им это делать можно и нужно. Здесь со "Справедливой Россией" трудно не согласится.
Но причем тут СМИ и интернет? Возможно, разработчики законопроекта решили таким способ повысить градус своей инициативы, чтобы за душу брало. Это им удалось. Но одновременно у законопроекта появился недостаток. Чересчур крепкий получился. Теперь его, как говорится, душа может не принять.