Наталия Григорьева
Главное достоинство фильма "Спасти мистера Бэнкса" — дуэт Тома Хэнкса и Эммы Томпсон, сыгравших Уолта Диснея и Памелу Трэверс, автора сказки о Мэри Поппинс, которая оказывается, согласно фильму, вовсе и не сказкой. Новый фильм режиссера Джона Ли Хэнкока рассказывает историю, о которой вряд ли известно широкому кругу зрителей, но так, что именно для этого круга она и предназначена: помимо Томпсон и Хэнкса, в наличии плюшевый Микки Маус и Колин Фаррелл в лучшем из своих амплуа — плачущего мужчины.
Чопорная англичанка, предпочитающая, чтобы ее называли не иначе, как мисс Трэверс, в своем лондонском доме спорит с агентом. Он всеми правдами и неправдами убеждает писательницу принять приглашение Уолта Диснея и отправиться к нему на встречу в Лос-Анджелес. Оказывается, последние 20 лет мультипликатор упорно, но тщетно добивался от сказочницы разрешения на экранизацию ее книги о Мэри Поппинс. А она все 20 лет отказывала, объясняя это тем, что не позволит превратить свое произведение в анимационный мюзикл. Теперь Дисней пошел на крайние меры и пригласил мисс Трэверс в гости, чтобы лично попытаться уговорить несговорчивую англичанку. Незавидное финансовое положение все-таки заставляет героиню Томпсон совершить перелет через Атлантику — и уже на следующий день она попадает в студию, где повсюду сладости и мягкие игрушки, все зовут друг друга исключительно по имени и где сам Дисней рассказывает, что обещал детям однажды обязательно снять фильм про Мэри Поппинс. Трэверс непреклонна, отвергает сценарий — страницу за страницей, возмущается выбором актера Дика Ван Дайка на главную роль и запрещает использовать анимацию. Кажется, даже поездка в Диснейлэнд не растопит сердце этой женщины. На то есть веские причины, ведь история прилетевшей на зонте с попутным ветром няни далеко не выдуманная.
В каждой сказке, как известно, есть доля правды, порой весьма трагической, а сказочники, как и клоуны, не обязательно должны быть счастливыми людьми. Самый пронзительный момент фильма напоминает прием у психотерапевта, во время которого доктор Дисней "лечит" пациентку Памелу Трэверс, страдающую от полученной в детстве эмоциональной травмы. Ее воспоминания сняты в виде даже не флэшбеков, а самостоятельного сюжета, контрастирующего с не менее сентиментальной, но все же весьма забавной, полной шуток и музыки основной линией. В этой параллельной истории появляется Колин Фаррелл — он скачет на белом коне, сочиняет фантастические истории про принцесс для своих дочерей, много плачет и много пьет. И это, на первый взгляд, действительно совсем не похоже на разноцветный мир диснеевских мультфильмов, где все поют и танцуют, взявшись за руки в компании нарисованных пингвинов. Но только на первый взгляд — история маленькой австралийской девочки, ее папы и ее няни, которую этой девочке так хотелось видеть немножко волшебницей, на удивление близка и понятна не знающему горя создателю Микки Мауса.
Тема отцовской любви и долга становится одной из основных, а история Диснея об обещании, которое он дал детям и которое он не может не исполнить, — первым ключиком к сердцу мисс Трэверс, одной из дочерей того самого сказочника на белом коне. Героиня Эммы Томпсон, поначалу этакая "железная леди", яростно выбрасывающая из своего номера в отеле любовно оставленные там гостеприимной диснеевской командой мягкие игрушки, изображающие мульт-героев, постепенно оттаивает — от едва заметных улыбок до танцев под будущий саундтрек к "Мэри Поппинс". Актрисе удается сыграть и раздражающий снобизм, и трогательное обаяние женщины, которая бережет прошлое, живет им и не может и шагу сделать дальше — ни писать новое, ни дать новую жизнь старой работе. И ей и впрямь нужна психотерапия — с катанием на карусели, с танцующими на экране нарисованными пингвинами, с гигантским плюшевым Микки Маусом и с откровенным разговором с персонажем Хэнкса, глядя на которого понимаешь, что злодеем он быть не может.
Как не может быть его компания империей зла, ради денег, не считаясь ни с чьими чувствами, превращающей печальные человеческие истории в развлекательные киноленты. Доказательство тому — вышедшая все-таки на экраны в 1964 году "Мэри Поппинс", которая и по сей день остается одним из лучших творений студии Disney. Даже несмотря на Дика Ван Дайка и нарисованных пингвинов.