Рейтинг@Mail.ru
Буквы со смыслом: почему компьютерные шрифты должны быть рукописными - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Буквы со смыслом: почему компьютерные шрифты должны быть рукописными

© РИА Новости / Павел КомаровМетодическое пособие по каллиграфии преподавателя НГХУ Вячеслава Подкопаева
Методическое пособие по каллиграфии преподавателя НГХУ Вячеслава Подкопаева
Читать ria.ru в
Дзен
Компьютеры упростили оформление полиграфии и породили безвкусицу, которая не позволялась в советские годы, считает преподаватель новосибирского художественного училища Вячеслав Подкопаев. Своих студентов он учит каллиграфии - в будущем они должны стать мастерами, способными создавать новые шрифты под каждую отдельно взятую задачу.

НОВОСИБИРСК, 23 янв — РИА Новости, Елена Жукова. Компьютеры упростили оформление полиграфии и породили безвкусицу, которая не позволялась в советские годы, считает преподаватель новосибирского художественного училища Вячеслав Подкопаев. Своих студентов он учит каллиграфии — в будущем они должны стать мастерами, способными создавать новые шрифты под каждую отдельно взятую задачу.

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

Каллиграфия, в общепринятом понимании — умение писать красиво, на самом деле является целой изобразительной наукой, задача которой — найти индивидуальный стиль для написания каждого письма, открытки или книги.

Вячеслав Подкопаев накануне Дня почерка, отмечаемого 23 января, рассказал о значении своего мастерства в эпоху компьютеризации и о том, как именно и чему учатся студенты.

© РИА Новости / Павел КомаровПреподаватель Новосибирского художественного училища Вячеслав Подкопаев
Преподаватель Новосибирского художественного училища Вячеслав Подкопаев

Образ слова

"Вот с чего начинается каллиграфия — буквально пишут палочки. Постановка руки, укрепление мышц, с чего начинается первое занятие каллиграфии. Первое практическое упражнение — он должен не меняя наклона пера нарисовать штрихи по кругу", — говорит Подкопаев, показывая альбомные листы с начерченными на них черной кистью палочками.

Следом из папки преподаватель достает листы, где в линеечку выведены буквы одним из шрифтов — студент отрабатывал буквы "П", "Г", "Б".

© РИА Новости / Павел КомаровУчебное пособие по каллиграфии в НГХУ
Учебное пособие по каллиграфии в НГХУ

 

На учеников у Вячеслава Владимировича большие планы — они должны возродить искусство кириллического шрифта, утраченное в 90-е годы. Преподаватель поясняет, что компьютерные возможности на самом деле упростили оформление полиграфии, сделали его "штампованным" и безвкусным. А каждая задача требует индивидуального подхода — разработки специального шрифта.

Мастера каллиграфии - виртуозы и любители
"Если латиницей примерно несколько тысяч образцов шрифтов (в компьютере), то если перейти на кириллицу, едва ли наберется несколько сотен. Моя задача хоть в какой-то степени улучшить эту ситуацию. Надежда только на молодежь, она должна уметь рисовать шрифты, создавать новые", — говорит Подкопаев.

Студентам-художникам после стандартного курса по истории шрифта он дает сложные, но интересные задания, например, раскрыть образ слова с помощью его графического исполнения.

Собеседник рассказывает, что сначала ученики походят к задаче поверхностно, например, рисуют в слове кнопка вместо буквы "О" кнопку. Но затем начинают понимать задачу глубже, демонстрируя качества слова: если это "Театр", то в шрифте по его элементам будет читаться, какой это театр — классический, комический и так далее.

© РИА Новости / Павел КомаровРаботы студентов Новосибирского художественного училища
Работы студентов Новосибирского художественного училища

"Шрифт — очень универсальное средство, оно очень сильно дисциплинирует, держит в рамках, не дает возможности фокус сделать. Не получится точка отсчета, логика ушла, и сразу в композиции все рушится", — говорит преподаватель.

Рождение шрифта

Как выяснилось на конкурсе, мастерством каллиграфии в Приморье в той или иной степени владеют более 300 студентов из четырех вузов и свыше полутора тысяч школьников и учащихся техникумов и колледжей.
Красота китайской грамоты: в Приморье прошел конкурс каллиграфии
Когда-то Подкопаева — студента художественно-графического отделения Биробиджанского училища, в которое он пришел за компанию, — чуть не отчислили. Это заставило его призадуматься и, как говорится, "взяться за ум". Он стал больше заниматься и в итоге к концу обучения был одним из лучших. А потом и училища ему показалось мало, поступил в Московский полиграфический институт.

Обстоятельства сложились так, что после вуза Вячеслав Владимирович оказался в Новосибирске, здесь он начал работать в издательском деле, в том числе в Западно-Сибирском книжном издательстве. Оформлял книги — научные сборники, стихотворения и рассказы.

Подкопаев вспоминает, что многие, кто работал тогда оформителями, имели свой почерк. Можно было просто увидеть обложку и понять, кто ее оформлял. Сейчас такого нет.

© РИА Новости / Павел КомаровРабота над шрифтами в Новосибирском художественном училище
Работа над шрифтами в Новосибирском художественном училище

"Например, мне нужно сделать обложку и титул для книги. В издательстве говорят: "Три недели, больше у нас нет". Две недели я в руки перо не брал. Но я ходил, как говорится, спотыкался, потому что у меня голова все время была занята. Последние три дня я садился и писал", — рассказывает преподаватель.

Бывали случаи и промашек, когда художественный редактор, глядя на разработанный шрифт, молча доставал из шкафа экземпляр уже изданной книги и клал рядом. После этого приходилось заново начинать поиски, чтобы создать новое, не повторяться.

Своих студентов Вячеслав Владимирович тоже учит создавать новое, изобретать, а не собирать шрифт из коллекции "подсмотренных" элементов.

"Надо чтобы стиль всех букв алфавита был единым. Как правило, всегда сопротивляются какие-то, не хотят в этот стиль ложиться. Например, появилась идея шрифта без внутрибуквенного просвета (когда закрашен овал буквы "о"), как быть с теми буквами, в которых есть белые промежутки (например "к")? Буквально надо сделать открытие, чтобы вписать букву, на это уходит много времени", — говорит Подкопаев.

© РИА Новости / Павел КомаровМетодическое пособие по каллиграфии преподавателя НГХУ Вячеслава Подкопаева
Методическое пособие по каллиграфии преподавателя НГХУ Вячеслава Подкопаева

Каждый его студент в конце обучения должен сделать такое открытие — разработать собственный шрифт. Некоторые ученики для этого мастерят даже уникальные пишущие принадлежности из деревянных палочек и других предметов, например, чтобы "перо" рисовало двойную черту, а не одинарную.

Такой опыт изобретателя впоследствии пригождается — служит ориентиром и в других сферах изобразительного искусства и в дальнейшей работе дизайнера.

"Приходит студент и говорит: "Вот компьютерный шрифт. Правда, здесь буква чужая или мне так кажется? У них уже есть культура восприятия шрифта, они видят ляпсусы и незаконченность и дальше могут развивать", — говорит о результатах обучения Вячеслав Владимирович.

© РИА Новости / Павел КомаровРабота над шрифтами в Новосибирском художественном училище
Работа над шрифтами в Новосибирском художественном училище

По его словам, в планах обучить студентов пользоваться программами оцифровки шрифтов, чтобы студенты могли их не просто разработать, но и использовать с помощью компьютера. Однако для этого требуется создать не только прописной шрифт, но и все варианты его написания — жирный, полужирный, курсив и так далее. На такую работу может уйти больше года.

Династия

Учит правильному взгляду на искусство Подкопаев не только студентов, но и своих детей. Родители его работали на земле, а про себя говорит, что стал основателем династии художников.

Он вспоминает, что свою дочь Марину, когда она была маленькой, везде брал с собой. И когда учился в институте, Марина на всех его зачетах и экзаменах сидела на задней парте. Это постоянное наблюдение за отцовским делом повлияло на выбор профессии. Сейчас она не только рисует сама, но и открыла собственную художественную школу для взрослых в Томске, как уверяет отец, весьма популярную.

© РИА Новости / Павел КомаровПреподаватель Новосибирского художественного училища Вячеслав Подкопаев
Преподаватель Новосибирского художественного училища Вячеслав Подкопаев

Глядя на дедушку и маму, две внучки Подкопаева тоже стали художницами. В 2012 году в Томске прошла выставка "Художник родился", на которой были представлены работы Вячеслава Владимировича, его дочери, внучек и даже двухлетней правнучки Иры.

Живопись за гранью возможного, или История художника, родившегося без рук
Живопись за гранью возможного, или История художника, родившегося без рук
"Правнучка вообще в этой среде… Если ей даешь кисточку, она не воспринимает, что мы играть будем. Она говорит: "Что, начинаем работать?", — улыбается Вячеслав Владимирович.

Но никакого снисхождения к работам даже маленькой внучки он не делает, всех оценивает одинаково строго, "по законам гармонии". По его словам, когда дочь начала увлекаться модернизмом, он нередко ругал ее, даже иногда доводил до слез.

Потом они вместе пошли на художественную выставку, и, как рассказывает Вячеслав Владимирович, он объяснил дочери, в какой картине модернизм позволяет дополнительно выразить замысел художника, а где используется только как "фокус", скрывающий неумение рисовать.

"У нас интуитивно настроен взгляд, у любого человека, не только специалиста, и чисто абстрактные вещи он либо принимает, либо отторгает. Если они сделаны грамотно, даже совершенно неспециалист это примет. Шрифт — это единственный вид искусства, который не подкрепляется какими-то реалистическими изображениями, но он подчиняется полностью законам графики", — поясняет собеседник.

Рукописные пособия

Преподаватель называет себя счастливым человеком, потому что его работа и хобби совпадают. То есть, свободное время с удовольствием тратит на работу. Сейчас на досуге он работает над методическим пособием по шрифтам, чтобы студенты видели, к чему они придут в конце курса, и чтобы проще было тем, кто пропустил занятия.

По словам Вячеслава Владимировича, пока подобного пособия нет и приходится учить исключительно по нарисованным своими руками таблицам.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала