МОСКВА, 22 янв — РИА Новости. Необычный спектакль "Возвращение домой" по пьесе Гарольда Пинтера о деспотизме в отдельно взятой семье выпустит режиссер Владимир Мирзоев в московском ДК имени Зуева 9 февраля, в главных ролях — Максим Суханов и Максим Виторган. Корреспондент РИА Новости побывал на одной из репетиций.
На полутемной сцене ДК Зуева с люстры, выполненной в дворцовом стиле, свисает, покачиваясь, огромная окровавленная коровья туша — она сделана из силикона, но впечатление производит. В пустом зале режиссер Владимир Мирзоев негромко обсуждает с мастером по свету, как иллюминировать одну из сцен будущего спектакля: "Обобщающий свет может быть разным: более агрессивным или менее агрессивным. Тут должна быть какая-то хитрость".
Сцену постепенно заполняют актеры. Суханов, кажется, навсегда перенял черты своего персонажа: шаркающую походку, согнутую спину, хриплую, вязкую, медленную речь, а намотанный на шею невнятный шарф-платок и трость дополняют сходство с довольно мерзким старикашкой. Виторган, которому предстоит сыграть его сына, в паузах между репетициями не расстается с фотоаппаратом: снимает все и всех.
"Ты это прямо сразу хочешь в "Инстаграм" выложить? Я тебя умоляю, подожди", — хрипло, все так же по-стариковски смеется Суханов.
Мясо как метафора
Пьесу английского драматурга Гарольда Пинтера "Возвращение домой" Мирзоев ставит на границе жанров и стилей: между драмой и комедией, с долей натурализма и приметами театра абсурда, и, конечно, как психологический спектакль — Пинтер славится своими фрейдистскими мотивами.
"В каком-то смысле, с Пинтером та же история, что, например, с Кафкой. Кафка имеет репутацию мрачного, запутанного автора. Но есть любопытный факт: когда Кафка читал своим друзьям "Процесс", они смеялись, буквально надрывали животы, — рассказывает Мирзоев. — Им роман показался невероятно смешным. Природа смешного загадочна. "Возвращение домой" при чтении глазами выглядит мрачновато. Но как только начинаешь играть, придумывать мизансцены, характеры — рождается много смешного. Если говорить об актерах нашей маленькой труппы — эти таланты амбивалентны. В каждом из них есть полюса драматического и смешного. Одно в другое легко переходит".
Мрачности спектаклю и вправду не занимать. Одни декорации чего только стоят: полукруглая стена, выкрашенная наполовину в белый, наполовину в кроваво-багровый цвет, обшарпанные двери. По мнению Суханова, такая архитектура свидетельствует о тирании: "В нашем случае она уже стареет, облупливается, но остаются колонны, пилястры, портик, карнизы и другие приметы империи". А среди реквизита — эти громадные куски мяса и страшные, обглоданные кости, очень натуралистично сделанные из пластика. Отец по имени Макс, глава семьи, всю жизнь торговал мясом.
"Мясо — профессиональная особенность этой семьи, — продолжает Мирзоев. — Макс по профессии мясник и часто не без гордости вспоминает об этом. Но пьеса, конечно, о "мяснике" в кавычках. Когда мы называем Сталина мясником, то есть палачом — это правильная коннотация. Вся пьеса, в сущности, развернутая метафора, и профессия героя вполне двусмысленна. Есть нюансы, которые говорят о том, что герой — хладнокровный убийца и маньяк. "Возвращение домой" — это и интеллектуальный детектив тоже".
Тем контрастнее в этом депрессивном доме смотрится Тэдди — сын Макса, который давно уже живет в Лондоне, получил докторскую степень и теперь вместе с молодой женой приехал навестить братьев, слабоумного дядю и деспота-отца. Эта пара — Тэдди (Максим Виторган) и Рут (Виктория Чилап) — словно из другого, светлого мира. Кстати, выбор актрисы на роль Рут оказался для режиссера крайне нелегким.
"Рут, или Руфь, — самая интригующая фигура в пьесе. Чтобы сыграть эту роль, нужна очень необычная индивидуальность. У нас не так много молодых актрис, которым близко амплуа "странной героини", с неким сдвигом. Такие актрисы в России не так часто рождаются, или такие женщины нечасто идут в актерскую профессию. Руфь могли бы сыграть Ольга Яковлева или Анастасия Вертинская — в свои тридцать лет, разумеется. В нашем случае эту роль играет актриса Театра Наций Виктория Чилап. По своей актерской и человеческой природе Вика создана для этой роли", — говорит Мирзоев.
Но энергетический центр спектакля — конечно, образ Суханова. Его и зовут так же, как персонажа. Он выходит на сцену, уже готовый к игре: настоящий старик-деспот. И даже беседуя за кулисами, актер говорит все тем же шамкающим голосом, предельно медленно возвращаясь к своей обычной манере.
"Когда я настраиваюсь на работу, я уже приобретаю конфигурации этого персонажа. Как это приходит — я не очень задумываюсь. Спрашивают: большая ли это работа? У меня маленькой не бывает. Любой этап, связанный с работой, — большой. Он связан с погружениями, разработкой, нахождением языка персонажа", — объясняет актер.
"Его дети, живя всю жизнь в этой модели, начинают брать все то, что они получили от отца. Раньше он был на коне, в силах, и для него не стоял вопрос, что кто-то может его не послушать. Он привык к послушанию, эта привычка стал его стержнем: не может такого быть, чтобы кто-то из живущих рядом ему перечит. Это для него шок, неожиданность. Он начинает теряться. В конце концов, эта модель несет для него гибель, презрение и одиночество", — добавляет Суханов.
В магии перевоплощения в семидесятилетнего старика актер не видит ничего особенного, ему приходилось играть персонажей и дряхлее.
"В спектакле "Король Лир", который Мирзоев поставил в Театре Вахтангова, нашему Королю Лиру в начале спектакля лет 300, а к концу действия он молодеет. К тому же мы не знаем, мой персонаж Макс действительно так стар или он играет в старость. Хитрые, коварные, тираноподобные персонажи могут надевать любую личину — от ягненка до жалкого старика", — поясняет актер.
При этом рецепты выхода из таких семейных ситуаций постановка не дает. Суханов предлагает зрителям посмотреть, какой будет реакция на спектакль в каждом из нас, и "действовать ad libitum, с латыни — по собственному усмотрению".
"Время этой пьесы пришло"
Когда происходит действие пьесы Пинтера, написанной в 1964 году, — непонятно. Например, Макс просит сына Ленни (Кирилл Леднев) дать ему электронную сигарету. Суханов считает, что эта история может произойти не только в прошлом, но и в будущем. Между прочим, его персонажа мог когда-то сыграть Михаил Ульянов. Как рассказал Мирзоев, он уже давно подступался к пьесе "Возвращение домой", а в конце 90-х предлагал ее Михаилу Ульянову. Но тому материал показался слишком жестким.
"А сейчас время этой пьесы неожиданно пришло. Пространство, в котором мы жили последние двадцать лет, было каким-то неясным, как бы вне фокуса. Сегодня оно вполне оформилось как неоархаическое, или неосоветское. До этой мифологии дозрело и начальство, и большая часть населения. Пьеса Пинтера — о том, как легко человек опускается на четвереньки, возвращается в пещерное, первобытное состояние — и духовно, и социально. Как легко человек прямоходящий отказывается от своей свободы. Эти смыслы грозно актуализировались и встали теперь в полный рост", — добавляет режиссер.
Первые показы спектакля состоятся в ДК имени Зуева, после чего "Возвращение домой", скорее всего, переедет "под крышу" одного из московских театров. Один из вариантов площадки — Театр на Малой Бронной.