Мастер пантомимы, любитель поупражняться в опасных трюках, добродушный весельчак — таким Леонида Ярмольника знает зритель по нескольким десяткам образов в кино. Первая волна популярности настигла его после юмористической передачи "Вокруг смеха", в которой он, будучи молодым и никому не известным актером, представил авторские миниатюры "Гриф" и "Цыпленок табака". В актерской карьере Ярмольнику довелось играть и "плохих парней", и добродушных весельчаков, и серьезные, драматические роли. Такая творческая непредсказуемость только подзадоривает зрителей: каким будет Ярмольник в следующем фильме? К юбилею актера проект Weekend вспомнил самые яркие и запомнившиеся его роли.
1. "Тот самый Мюнхгаузен", 1979
Еще в студенческие годы, обучаясь театральному мастерству в училище им. Щукина, Ярмольник, как и все начинающие актеры, мечтал сниматься в кино. Его дебют в фильме Инессы Селезневой "Ваши права" остался незамеченным зрителями. Затем Ярмольнику предлагали только эпизодические роли, не впечатляющие ни публику, ни его самого. Первую яркую роль в кино Ярмольнику "подкинул" его товарищ и сосед по институтскому общежитию Александр Абдулов: сам он был приглашен для съемок комедии Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" на роль любовника Якобины Рамкопфа и "замолвил словечко" за своего приятеля. В результате Ярмольник сыграл Феофила — инфантильного, истеричного и смешного сына главного героя Мюнхгаузена (Олег Янковский).
— Выгнал на улицу жену с ребенком!
— Каким ребенком?! Я — офицер!
— Выгнал на улицу жену с офицером!
Этот известный диалог между героями фильма, в котором "enfant terrible" Феофил отстаивает свое право на звание офицера, больше напоминает анекдот. Такими "анекдотами" наполнен весь фильм, и Феофил — один из главных комедийных персонажей.
Изначально на роль Феофила пробовался актер Театра сатиры Юрий Васильев, но Ярмольник вовремя проявил свой комедийный талант, и был утвержден на роль. К созданию образа легкомысленного Феофила актер подошел с особенным вниманием: "Эпизод всегда требует от актера большей концентрации. В маленькой роли нужно быть предельно точным. Одно дело из ста патронов попасть в мишень, другое — из одного". Именно в этом амплуа Ярмольника впервые увидела его будущая жена — Оксана Афанасьева. Тогда она еще была возлюбленной Высоцкого. Лично с Леонидом Ярмольником Оксана познакомится только через два года после смерти Высоцкого, и сейчас супруги вместе уже на протяжении 32 лет.
2. "Сыщик", 1979
После роли в фильме "Тот самый Мюнхгаузен" Ярмольника стали чаще приглашать в кино, но почему-то в основном на роли отрицательных персонажей. Отчасти из-за таких ролей его даже долго не принимали в союз кинематографистов. Одна из них — бандит по кличке Гнус в отечественном боевике "Сыщик".
"После выхода картины на экран я проснулся знаменитым, потому что выражения моего героя стали народными. Все повторяли фразу: "Не рычи!", плевали на палец и растирали о подбородок — я придумал такой блатной жест", — рассказывает Ярмольник. И действительно, сцена с мотоциклом и надоедливым пассажиром автомобиля, запомнилась зрителям особенно хорошо. Жена Ярмольника Оксана рассказывала, что при упоминании фамилии мужа все сразу вспоминали именно эту сцену: "Это тот, который "не рычи"?"
3. "Ищите женщину", 1982
Отделаться от навязчивого амплуа "плохого парня" Леониду Ярмольнику помогло приглашение в фильм Аллы Суриковой "Ищите женщину". Это был уже второй раз, когда Александр Абдулов приводил своего друга в фильм, где снимался сам. "Ищите женщину" — иронический детектив по адаптации английской пьесы "Мисс Пайпер ведет следствие": в нотариальной конторе обнаружен покойник, и в поиски убийцы включается секретарь конторы — импульсивная дама с неукротимой энергией. Ярмольник сыграл полицейского Максимэна, доброжелательного, несколько рассеянного молодого человека, но всегда появляющегося в нужный момент и обладающего "железной хваткой".
Режиссер фильма Алла Сурикова рассказывала, что детали образа своего героя Ярмольник придумал сам уже на съемочной площадке, и это стало приятным сюрпризом для всей съемочной группы: так, например, Максимэн стал "забывать" сроки задержания за мелкие правонарушения. После чего он с деловым видом снимал свою фуражку, заглядывал в нее и, руководствуясь подсказкой внутри, озвучивал наказание. Также по словам режиссера, Ярмольник сам выполнял некоторые опасные трюки, связанные с огнем и драками, хотя для их исполнения на площадке специально был предусмотрен каскадер.
4. "Человек с бульвара Капуцинов", 1987
В первом советском вестерне Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" был задействован поистине звездный актерский состав: на главные роли Сурикова пригласила Андрея Миронова, Михаила Боярского, Олега Табакова. Ярмольник тоже был в числе любимцев публики, и Сурикова попросила его принять участие в эпизодической роли фильма. Несмотря на то, что роль была небольшая, Ярмольник признавался, что после выхода фильма в прокат его популярность только выросла. Герой Ярмольника — одноглазый ковбой Мартин — произносит фразу, впоследствии ставшую "народной": "Сдается мне, джентльмены, это была комедия…" Теперь ее все чаще можно услышать в качестве немногословной рецензии на плохой фильм.
Рассказывают, что образ Мартина так запомнился зрителям отчасти потому, что Ярмольник много импровизировал, добавляя персонажу не прописанные в сценарии детали и интонации. Однако импровизировать нужно было осторожно: сцена потасовки в баре с участием Ярмольника снималась непрофессиональными каскадерами. "Эта картина примечательна тем, что все придумано "из ничего", — рассказывает Ярмольник о постановках трюков, драк и спецэффектов фильма. — Все сделано при помощи палки и веревки. Действительно люди падали, ударялись и уходили на больничный".
5. "Мой сводный брат Франкенштейн", 2004
Несмотря на то, что Ярмольник по преимуществу комедийный актер, серьезные, драматические роли удаются ему с не меньшей точностью и экспрессией. Сценарий для фильма Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн" был написан специально под Ярмольника. По сюжету фильма, в семью его героя — физика-интеллигента — приезжает внебрачный сын. После войны в Чечне у него только один глаз и нездоровая психика — повсюду ему мерещатся враги. "Я никому не отдал бы эту роль и эту историю", — говорил Ярмольник, описывая свое трепетное отношение к фильму. Отчасти по этой причине актер во время съемочного процесса вмешивался в сценарий, спорил с режиссером по поводу тех или иных сцен, ракурсов, кадров – ему хотелось преподнести эту историю "чрезвычайно эмоционально", и даже изменить финал на более трагичный. Однако режиссер был непреклонен. "Тодоровский не любит жать на все педали", — говорит актер.
Результатом такой "сдержанности" стало то, что во всех "ударных" сценах Ярмольника сажали в профиль или спиной к камере, лишая его этим экспрессии и не давая возможности "добавить трагизма". Фильм получился рассчитанным не на массы, требующие "зрелищ", а на тех зрителей, которые считывают все полунамеки режиссера и умеют размышлять над увиденным. "Только примерно с третьего просмотра я понял, что Валера все сделал правильно — и от души его расцеловал", — рассказывал Ярмольник о своем впечатлении от результата.
Сам актер так понимает главную мысль ленты: "Просто уже мало быть хорошим, порядочным человеком, тихим интеллигентом, хорошим профессионалом… Не спрячешься ни в профессию, ни в семью. Придет к тебе такой Франкенштейн — и окажется твоим сыном. И хорошо еще, если Франкенштейн. А то ведь явятся и те самые, кого он на чердаке выслеживает: "чехи", "духи"…"
6. "Трудно быть богом", 2013
В последнем фильме Алексея Германа-старшего "Трудно быть богом", снятом по одноименному роману братьев Стругацких, Ярмольник сыграл главную роль дона Руматы Эсторского. Работа над фильмом заняла почти 15 лет. В интервью актер признавался, что работа с Германом-старшим была, "возможно, самой счастливой порой".
По сюжету фильма, историк Антон из XXII века послан в качестве наблюдателя на гуманоидную планету, живущую в темные времена Средневековья. Герой Ярмольника живет двойной жизнью, пытаясь сохранить свою человечность. Для историка, задача которого — быть простым наблюдателем и не вмешиваться в происходящее, спокойно относиться к своей работе становится все сложнее.
Герой Ярмольника получился значительно старше, чем в романе Стругацких: в книге историку чуть больше 30 лет, а Ярмольник начал сниматься, когда ему было уже 43. "Мы про это вообще не думали. Человек не меняется: 20 ему лет или 60 — все зависит от среды, воспитания и образования. Прибавляется только опыт", — говорит актер.
Он не раз повторял в интервью, что не был готов к столь затяжным съемкам и надеялся, что фильм будет снят за два года. "Мне эта роль давалась тяжелее всех, вместе взятых: не психологически, а физически тяжелее, поскольку на мне там надето пятнадцать килограммов железа — это только одежда, а еще два меча килограммов на столько же. И вот я с этими двумя мечами должен запрыгнуть в седло, хотя во всех книгах по Средневековью ты прочтешь, что рыцарь садился на коня при помощи оруженосца, а то и просто холоп ему спину подставлял и он на него наступал, как на табуретку. А тут запрыгни — с первого раза, с двумя мечами", — рассказывал актер о съемках фильма.
Отчасти благодаря стараниям Леонида Ярмольника картина выходит в прокат под оригинальным названием, сначала ее собирались назвать "Что сказал Табачник с Табачной улицы", потом более удачным показалось название "История Араканарской резни". Актер все-таки убедил Германа-старшего: "Трудно быть богом" — это ведь то, к чему каждый стремится: быть умнее и талантливее, вершить судьбы. И чтобы нас любили".
Подготовила Анастасия Демченко