МОСКВА, 16 янв — Прайм, Ирина Доржиева. Андрей Крайний за годы руководства Росрыболовством решил ворох проблем отрасли, но для ее перевода на производство с высокой добавленной стоимостью нужен новый человек — с этим и связано решение об оставке Крайнего, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил в четверг, что Крайний, возглавляющий Росрыболовство с момента образования в 2008 году, покинет этот пост.
Илья Шестаков — сын Василия Шестакова, депутата Госдумы, вице-президента клуба дзюдо "Явара-Нева", соучредителем которого является Геннадий Тимченко, совладелец крупнейшей рыбопромышленной компании "Русское море".
Не перепрыгнуть пропасть в два приема
"Андрей Анатольевич сделал колоссальный рывок, но чтобы сделать рывок уже в другом направлении, то есть перестать вылавливать и продавать сырье, а начать его перерабатывать, нужен другой подход, другой человек, другого склада. Тяжело в одной и той же отрасли делать два рывка — это все равно, что пропасть перепрыгнуть в два приема", — считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
По мнению участников отрасли, Крайний благодаря своей харизме сумел вывести рынок из тени и сделать его легальным. "Сейчас это одна из стабильно развивающихся отраслей, прибыльная. Признаком инвестиционной привлекательности отрасли является то, что нефтяные олигархи, как Тимченко, идут в рыбный бизнес. Теперь его компания — один из крупнейших владельцев квот на минтай в мире", — отмечает Гудков.
"Он выполнил свою задачу — подготовил отрасль к перестройке. Рыболовство полностью вышло из тени, стало достаточно выгодным, рыбаки накопили некоторое количество ресурсов, сделан фундамент для дальнейших изменения", — соглашается гендиректор и совладелец "Северной компании", исполняющий обязанности президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.
Новые вызовы…
Заданный президентскими майскими указами курс перехода на экономику с высокой добавленной стоимостью поставил новые вызовы для Росрыболовства. "Промысел сейчас более выгодное занятие, чем переработка с точки зрения доходности при сопоставимых затратах", — отмечает Гудков.
Глава Росрыболовства не раз получал нарекания правительства по недоиспользованию средств выделенных в рамках федеральной целевой программы по развитию рыбной отрасли. "Чтобы выполнить поручения президента, потребуется решить большое количество задач: бороться с фальсификатом, формировать спрос на внутреннем рынке, создавать стимулы для инвестиции в рыбопереработку", — отмечает Корнев.
По его словам, сейчас Россия вылавливает около 4 миллионов тонн и большую часть поставляет в страны Юго-Восточной Азии, а часть реэкспортирует, в то время как азиатские производители поставляют на мировой рынок переработанную рыбу в виде рыбной муки.
Развитие современного рыбного хозяйства, где доли аквакультуры и дикого вылова имеют равное соотношение, невозможно без развития искусственного воспроизводства рыб. Летом прошлого года президентом был подписан закон об аквакультуре. Сейчас в РФ из 4,35 миллиона тонн лова лишь 3% приходится на аквакультуру.
"Глобально, нет инвесторов, готовых вкладываться в развитие аквакультуры. У нас самая востребованная и популярная рыба на рынке — лосось, еще осетровые. На осетровые давит теневой рынок, а на лосось — полная зависимость от Норвегии (генетический материал, корма, технологии)", — отмечает Гудков.