МОСКВА, 16 янв — РИА Новости. Российские школьники уже в нынешнем учебном году будут изучать родную историю на основе новой концепции, утвержденной Российским историческим обществом.
"На создание нового учебника уйдет минимум 1,5-2 года, но в течение этого срока концепция будет применяться в школах", — заявил министр науки и образования Дмитрий Ливанов на встрече президента РФ Владимира Путина с разработчиками концепции нового учебника отечественной истории.
По словам главы ведомства, в нынешнем и следующем учебных годах будет организовано повышение квалификации для всех учителей истории, это более 60 тысяч человек.
"К началу нового учебного года будет разработана примерная программа по истории России, она будет использоваться как основа для преподавания истории, хотя учебника пока нет, примерная программа, соответствующая концепции, будет применяться", — отметил Ливанов. Глава ведомства пообещал, что "одновременно школы получат и методические рекомендации по синхронизации преподавания всеобщей истории, литературы с преподаванием истории России". Он пояснил, что "важно, чтобы школьники изучали литературные произведения, относящиеся к тому или иному историческому периоду, одновременно с тем, как они изучают его".
"Мы сейчас проводим экспертизу всех учебников, которые входят в федеральный перечень учебников — там сейчас 11 линеек по истории России. Из них останутся в списке, пока не будет нового учебника, будут использоваться в школе только те, которые полностью соответствуют новой концепции", — подчеркнул Ливанов.
Говоря о едином госэкзамене по истории, министр сообщил, что "в ЕГЭ в 2014 году будут использоваться только те задания, которые соответствуют концепции". "Полный набор контрольно-измерительных материалов сможем подготовить только после того, как появится новый учебник и все методические материалы", — уточнил министр.
Что еще обсуждали на встрече
- "Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом. О единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности", — заявил Путин.
- "Важно продолжить профессиональную, непредвзятую дискуссию вокруг наиболее спорных событий истории, чтобы, опираясь на объективные факты, максимально сблизить здесь наши позиции и оценки. <…> При этом убежден, что нельзя ограничивать учителя в его стремлении как можно шире показать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, использовать в учебном процессе дополнительные материалы, сборники исторических документов, пособия", — сказал президент.
- "Уже на базе новой концепции должны быть сформированы все экзаменационные материалы, в том числе вопросы Единого государственного экзамена. Все это нужно сделать до начала нового учебного года", — заявил Путин.
- "Предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также в школах проходят. <…> История — это сложный предмет, требует хороших, разносторонних знаний от самого преподавателя, от самого учителя. Поэтому крайне важно своевременно, должным образом, на высоком профессиональном уровне организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров, активно использовать видео и аудиоматериалы, ресурсы интернета для этих целей", — сказал глава государства.
- "Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа, — для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо", — заявил Путин.
- "Впервые удалось составить перечень так называемых трудных вопросов, связанных с различным восприятием и трактовкой различных фактов нашей истории, само существование трудных вопросов являлось преградой к подготовке единого учебника. По большинству трудных вопросов удалось найти компромиссные формулировки", — сообщил спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Как власти решили унифицировать взгляд на историю
Поможет ли новый учебник истории ее стандартному пониманию
Обозреватель РИА Новости Сергей Петухов: "В целом же, критика концепции нового курса отечественной истории — увлекательнейшее занятие, наверное, не менее захватывающее, чем составление такой концепции. Но к тому, какую историю российского государства будет знать новое поколение россиян, все это имеет весьма опосредованное отношение. Учителя прекрасно знают, что любая концепция по истории оставляет им столько степеней свободы для преподавания, сколько, наверное, ни один другой школьный предмет". Читайте подробнее в авторской колонке >>
Нужен ли единый учебник по каждому школьному предмету
Обозреватель РИА Новости Сергей Петухов: "Проблема только одна: за последние двадцать лет люди привыкли быть разными, и вряд ли им понравится абсолютно стандартное образование для их чад. Но его и не будет". Читайте подробнее в авторской колонке >>