Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
И что это за оружие, которое готовы покупать североамериканцы?
Речь идет об экспорте гражданского оружия, и лишь в незначительной части – полицейского. Под маркой Izhmash в Штаты идут в основном спортивные винтовки, охотничьи карабины и дробовики, в том числе прекрасно знакомая отечественному стрелку "Сайга". Последняя пользуется в Штатах заметным спросом, так как сделана на базе автомата Калашникова, и это, судя по отзывам местных жителей, играет определенную, чисто брендовую роль.
Для оценки положения и перспектив российского оружейного экспорта в США сначала надо понять, что такое американский рынок гражданского оружия и как он себя ведет в последние годы.
Ничего сверхординарного даже в 200 тысячах стволов нет. США этот объем – на один укус. Еще в 2002 году американцы покупали около 7 миллионов стволов в год. В 2011 году число заявок, поданных на приобретение оружия, достигло 16,5 миллионов. Но уже в 2012 году это число дошло до 19,5 миллионов, а в 2013 году был зафиксирован новый рекорд – свыше 21 миллионов заявок.
Америка вооружается, рост рынка чудовищный. Скандалы и трагедии 2011-2012 годов со стрельбой в общественных местах не только не обрушили продажи, а, наоборот, вызвали дополнительный интерес к оружию. (Может, закупаются впрок, пока еще дают?)
А вот финишная – 200 тысяч стволов – явно отражает оптимистичные оценки североамериканского рынка. В них и темпы роста спроса, и темпы роста популярности российского оружия, которые тоже не следует сбрасывать со счетов.
В принципе, в последние несколько лет продажи ижевских ружей росли в Штатах темпами по 50-60 процентов в год. Сейчас этот рост несколько замедлился (до 15 процентов), однако отечественное оружие все равно продолжает ползти вверх.
Почему такое внимание Соединенным Штатам? Ну, строго говоря, потому что США – это доминирующий рынок сбыта гражданского огнестрела: до 70 процентов всех мировых продаж.
Если вы хотите что-то делать на гражданском рынке всерьез и выходить с этим на мировую арену, вам придется продаваться в США примерно в этой пропорции: не менее двух третей номенклатуры.
Оружейное законодательство в США, несмотря на определенные ограничения, вводимые отдельными штатами, чрезвычайно либеральное, а спрос растет. Так что не следует бояться цифры "85 процентов ижевских ружей на экспорт в Америку", в ней нет ничего страшного.
Американцы по-прежнему изо всех сил держатся за Вторую поправку ("хорошо устроенное ополчение необходимо для обеспечения безопасности свободного государства, поэтому право народа хранить и носить оружие не следует ущемлять"), а спрос на огнестрел растет ажиотажно.
Поэтому в оценке продаж под 200 тысяч ижевских стволов в год для США и Канады нет ничего невозможного – вопрос маркетинга и способности взять свою законную долю с рынка, который растет темпами по 10-20 процентов в год.