К празднику Рождества Христова ковчег с Дарами был доставлен в пределы Русской православной церкви. В Москве святыне уже поклонились более 400 тысяч верующих, на очереди – Санкт-Петербург, Минск и Киев. О том, как возникла идея принесения Даров, какие сложности этому сопутствовали и есть ли планы принесения других святынь, в интервью РИА Новости рассказал учредитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого, основатель инвестфонда "Маршал Капитал" Константин Малофеев, организовавший принесение реликвии.
— Константин Валерьевич, основанный вами фонд Святителя Василия Великого организовал и финансировал принесение Даров волхвов в пределы Русской православной церкви. Почему вы решили это сделать?
— Ну как почему? Вам же известно, что я выступил одним из инициаторов обращения о закреплении православия в Конституции. Я своих взглядов не скрываю. Я считаю, что, безусловно, Россия может возродиться, только став православной страной. А принесение такой святыни – это, конечно, некая божья помощь нам в наших делах. Когда мы стоим в очереди — мы видим и соприкасаемся с благодатью, и благодать к нам приходит, благодаря нашему терпению, некой даже работе во благо Божие. Чем больше ты стоишь, тем больше ты приобретаешь. Поэтому я думаю, что обязательно это должно быть. И это наша родная святыня.
Мы входим в год 700-летия игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Я совершенно уверен, что торжества и паломничества, посвященные этому году, будут тоже на первых полосах газет и журналов. Я рад, что мы становимся страной, в которой новости о православных святынях или православных праздниках вытесняют с первых полос новости шоу-бизнеса или каких-либо катастроф, произошедших в другом конце земного шара.
— Как возникла идея принесения именно этой святыни?
— Я давно езжу в монастырь Святого Павла, и старец Парфений для меня – духовный отец. Поэтому я всегда мечтал, чтобы Дары оказались здесь. Мы много говорили об этом, и, наконец, это стало возможным.
Я думаю, что хорошим примером послужило принесение Пояса Пресвятой Богородицы в 2011 году и одновременно в том же году посещение делегацией монастыря Святого Павла во главе со старцем Парфением монастырей и центров православия в России, на Украине. Мы были в Киево-Печерской Лавре, в Троице-Сергиевой Лавре, на Валааме, на Соловках, в Дивеево. И посмотрев на это торжество православия – не побоюсь этого слова, потому что за 20 лет наша страна, конечно, изменилась кардинальным образом в духовном смысле, – они были приятно удивлены, и это сыграло определенное значение в принятии этого решения в практическом плане. А то, что касается духовного, то, как говорит старец, видно, Богу стало так угодно, а почему – это дело Божье.
— С какими сложностями вы столкнулись при организации принесения Даров?
— Ни одно доброе дело без искушения не бывает, поэтому, конечно, сложности были. Я бы назвал их организационными.
Но сейчас, глядя на те слезы счастья, с которыми тысячи людей уходят от Даров, я считаю эти сложности ничтожно смешными, чтобы о них говорить.
— Насколько финансово затратным для вас было это принесение?
— Несущественно по сравнению с духовной радостью для людей и духовной пользой для меня.
— Были ли застрахованы Дары?
— Они застрахованы Покровом Пресвятой Богородицы, который лежит на них, как на святых дарах, хранящихся на горе Афон, и к которым прикасался сам Богомладенец.
Как вы можете видеть, на данный момент, несмотря на такое количество паломников, никаких искушений, кроме рукотворных массмедиа скандалов, не существует.
— Кстати, о скандалах: в СМИ были сообщения о вандале, сбросившем с постамента Дары волхвов. Это соответствует действительности?
— Этого не было. С Дарами все в порядке. Какими бы ни были его намерения — они крайне странны. Неужели это повод, чтобы все брали интервью у этого человека? Все это очень похоже на постановку – иначе, зачем это делать? Если он действительно бесноватый, то это по-другому проявляется. Бесноватые люди и всякие связанные с ними случаи были, но они потом не давали интервью.
СМИ-coverage сильно не соответствовало значимости события: о том, что 412 тысяч человек поклонилось святыне, не так много написали, как о попытке некого человека устроить провокацию. Это даже как-то забавно.
— В Москве к святыне приложились более 400 тысяч верующих. Это соответствовало вашим ожиданиям? Предполагали ли вы, что к Дарам волхвов будет столько паломников?
— По опыту принесения пояса Пресвятой Богородицы, конечно, были определенные ожидания. Я хочу поблагодарить правительство Москвы, которое организовало практически безупречно сопровождение всего мероприятия. Я сам лично ходил и разговаривал с людьми в очередях. Я искренне рад, что духовный подъем был таков, что даже после 12 часов ожидания в очереди люди продолжали петь рождественские праздничные и церковные песнопения. И это, конечно, настраивало на очень радостную ноту. Потому что такие люди получают огромную духовную пользу в очереди в ожидании прикосновения к святыне и общей молитвы. В целом я могу сказать, что, конечно, наш народ достоин называться православным — опять, как и сто лет назад.
— В связи с таким большим числом желающих приложиться к святыне, не было ли идеи продлить время нахождения Даров?
— Разрешение Кинота Святой горы действует месяц. Его получение – это длительная процедура, нужно больше года получать все благословения – в Константинополе, у Кинота Святой горы Афон, который собирается всего лишь дважды в год. Поэтому продлить практически невозможно.
Мы не могли продлить и пребывание святыни в Москве – нас ждут в других городах. В Санкт-Петербурге накануне принесения Даров люди выстроились в многокилометровую очередь, всю ночь занимали места. Нельзя было обмануть их ожидания, поэтому к сожалению москвичей святыня уехала. Но я думаю, что все, кто хотел, приложились.
Помимо Храма Христа Спасителя, Дары были в гимназии Святителя Василия Великого в День Василия Великого, и туда пришло более 7 тысяч человек.
Поэтому возможности для тех, кто хотел приложиться, были.
— Планируете ли вы продолжить эту деятельность и, может быть, поддерживать принесение других святынь?
— Возможно. Я как православный человек, конечно, хотел бы, чтобы как можно больше русских людей, особенно русских женщин, могли поклониться Афонским святыням, к которым они иначе никак не смогут приложиться. Конечно, если на то будет благословение Святой горы и благословение Святейшего Патриарха Кирилла, я с удовольствием взял бы на себя организацию принесения и других святынь. Но дайте нам закончить это большое дело. Мы пока еще только в Петербурге, у нас впереди еще Минск и Киев.
То есть конкретных планов пока нет?
— Нет
— Как вы думаете, готовы ли другие бизнесмены оказывать подобную поддержку?
— Как вы знаете, Владимир Иванович Якунин и Фонд Андрея Первозванного привозили Крест Андрея Первозванного и каждый год летают в Иерусалим за Благодатным огнем, я и сам летал туда вместе с ними. Я считаю, что это они протоптали тропку таких добрых дел. И чем больше у нас будет последователей, я думаю, тем нам всем лучше.
— В Москве святыня была принесена в гимназию… Планируете ли в других городах приносить святыню в учебные заведения?
— Нет. Гимназия – это детище старца Парфения. Он благословил меня на создание этой гимназии семь лет назад, а два года назад освятил строительство гимназии на том месте, где она сейчас находится. Старец собирался именно в день Святителя Василия Великого посетить гимназию. Так что в престольный праздник для нас это была тройная радость – увидеть своего старца, отпраздновать сам день гимназии, да еще и Дары волхвов приехали к нам ненадолго.