МОСКВА, 9 янв — РИА Новости, Руслан Салахбеков. Временный поверенный в делах Сенегала в России, вызванный в четверг на Смоленскую площадь, заявил о готовности своей страны приложить все усилия для разрешения инцидента с задержанным судном "Олег Найденов". В самом же Сенегале российские дипломаты пятый день не могут добиться встречи с местным президентом для скорейшего выхода из ситуации.
Силовой захват судна произошел 4 января в Атлантическом океане у западной оконечности Африки, в 46 морских милях от побережья. Сенегальские военные обвинили моряков в незаконном промысле в водах своего государства, отконвоировав траулер на военную базу в Дакаре, столице страны. На борту 62 россиянина и 23 гражданина Гвинеи-Бисау.
Все это время моряки не покидают своего судна. Капитан Вадим Манторов сообщает, что члены экипажа чувствуют себя нормально. В то же время во время захвата траулера пострадали буфетчица и капитан, однако, по словам самого капитана, в независимую клинику военные не отпускают, а сенегальскому военному госпиталю не доверяет уже он сам.
МИД России настаивает на освобождении траулера
После визита в четверг, 9 января, на Смоленскую площадь временного поверенного в делах Сенегала в России Мамаду Дианя российский МИД сообщил о заявленной сенегальскими властями готовности к сотрудничеству с российской стороной.
"Мамаду Диань заверил, что сенегальские власти приложат все возможные усилия для разрешения сложившейся ситуации, которая не должна оказать негативное влияние на взаимовыгодные двусторонние связи между нашими странами", — сказал официальный представитель МИД Александр Лукашевич.
"Было подчеркнуто, что в Москве рассчитывают на скорейшее урегулирование инцидента в духе традиционно дружественных российско-сенегальских отношений", — сообщил официальный представитель российского внешнеполитического ведомства.
Ранее МИД России заявлял об ущемлении прав российских граждан в ходе силового захвата траулера, отметив, что "методы, которые были применены при остановке судна, едва ли были оправданы в этой ситуации". Сообщалось также, что МИД добивается оказания морякам медицинской помощи и держит связь с экипажем.
Кто здесь пираты — рыбаки или военные?
Моряки обвиняются в незаконном рыбном промысле в сенегальских водах, передало агентство Франс Пресс со ссылкой на представителя местной армии Адама Диопа. То же агентство со ссылкой уже на министра рыболовства Хаида аль-Али сообщило, что судовладельцу грозит штраф в 600 тысяч евро и конфискация груза. Однако официально обвинения пока не предъявлены.
Судовладелец, мурманская компания "Феникс", выдвигает встречное обвинение — по этой версии, сенегальские военные задержали траулер не в своих водах, а в акватории соседней Гвинеи-Бисау. При этом судовладелец сообщает, что имеет лицензию на лов рыбы в водах Гвинеи-Бисау, и на борту находились инспекторы из этой страны.
Капитан траулера заявил по телефону агентству Прайм, что "Олег Найденов" в момент задержания не просто находился в водах Гвинеи-Бисау, но и был без трала, то есть не вел промысла, а занимался поиском биоресурсов.
Росрыболовство подтверждает версию моряков о местоположении судна в момент захвата: по данным ведомства, в конце декабря судно меняло экипаж в Дакаре, а затем последовало через воды Сенегала в зону Гвинеи-Бисау, о чем свидетельствуют данные мониторинга.
Не осталась в стороне от инцидента и Гвинея-Бисау. Как сообщает Росрыболовство, береговая охрана этой страны задержала несколько сенегальских рыболовецких лодок, после чего был выдвинут ультиматум — требование освободить российское судно. По данным Росрыболовства, в Гвинею-Бисау для разрешения вопроса выехал сенегальский министр рыбного хозяйства.
Капитана сбили с ног, к голове старпома приставили ствол
Утром 4 января к "Олегу Найденову" подошел военный корабль FERLO под флагом Сенегала, спустил быстроходный катер с пулеметом, с которого на борт траулера высадились четверо военных с автоматами и потребовали следовать в Дакар, рассказывает Манторов.
"На все мои требования покинуть борт судна и заявления о том, что действия военных незаконны, мне настоятельно предлагалось следовать в Дакар. После моих отказов в 12.10 судового времени со стороны военных была предпринята попытка с применением грубой физической силы высадить меня, капитана, в катер военных, этой попытке помешали действия экипажа", — пишет капитан.
Первую попытку снять с судна капитана моряки отбили, несмотря на наличие у оппонентов оружия. Тогда, по словам Манторова, и пострадала буфетчица, у которой подозрение на перелом.
Капитан отмечает, что с моряками из Гвинеи-Бисау военные разбирались отдельно — поставили к переборке под угрозой оружия, досмотрели каюты двух инспекторов из этой страны, и в целом "обходились довольно грубо". Угрожали оружием и россиянам — сенегалец приставил винтовку к голове старшего помощника капитана, когда тот после требования идти в Дакар попытался объявить общесудовую тревогу.
Во второй половине дня с другого сенегальского корабля на траулер высадились еще около десяти спецназовцев, сумевшие отделить от команды капитана, уложить его на пол и заковать в наручники. Они потребовали, чтобы судно двинулось в Дакар, угрожая в противном случае отвезти капитана в Дакар, а с экипажем разбираться отдельно. В итоге военным пришлось самим гнать в Дакар траулер со всем экипажем, включая капитана.
Непросто найти президента в Сенегале, даже если он там есть
В столице Сенегала "Олега Найденова" ждали представители обоих российских профильных ведомств, МИДа и Росрыболовства. Однако в итоге Дакар, известный в основном благодаря одноименному ралли, стал местом проведения еще одного многодневного марафона — дипломатического. Попытки встретиться с президентом Маки Саллом и решить вопрос с ним пока безуспешны.
Уже на следующий день после захвата, 5 января, глава Росрыболовства Андрей Крайний сообщил, что посол России встретится с президентом Сенегала Маки Саллом через два дня. Днем 7 января в ведомстве сообщили, что вечером того же дня с президентом встретится представитель Росрыболовства. Однако ни в тот день, ни в последующие дни местный президент никого не принял.
Росрыболовство сообщило в четверг, 9 января, что о дате возможной встречи говорить пока рано, однако ведомство "продолжает переговоры на всех уровнях совместно с представителями посольства РФ", при этом взаимодействие ведется с администрацией президента Сенегала, МИДом и министерством рыболовства этой страны. Параллельно ведомство готовит иски в связи со сложившейся ситуацией.
Накануне о попытках провести переговоры сообщил и уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
"Мы продолжаем добиваться контактов с сенегальской стороной на соответствующем уровне для того, чтобы решить этот вопрос, получить, наконец, разъяснения официальные об обстоятельствах задержания "Олега Найденова", в том числе и по тем методам, которые были использованы в отношении и судна и экипажа. Наш безусловный приоритет остается неизменным — добиться скорейшего освобождения судна, экипажа и его выхода в море", — сказал он.
Greenpeace умывает руки
Руководитель общественных связей Росрыболовства Александр Савельев ранее предположил, что причиной срыва переговоров может быть давление "зеленого лобби". "Получается, что армия суверенной Республики Сенегал действует по команде Greenpeace…" — заявил он агентству "Прайм".
При этом ранее сообщалось, что министр рыболовства Сенегала возглавляет местную партию "зеленых" и к тому же обладает полномочиями отдавать приказы военным на захват судов, если усматривает в их действиях нарушения законодательства.
Росрыболовство уже поделилось с общественностью релизом Greenpeace, где, в частности, говорится, что организация призывает президента Сенегала решительно бороться с незаконным ловом рыбы, а судно "Олег Найденов" известно "зеленым" тем, что якобы в феврале 2012 года активисты организации поймали его с поличным за незаконный лов рыбы в исключительной экономической зоне Сенегала.
В то же время, в релизе говорится, что Greenpeace не причастна к аресту "Олега Найденова", что это независимая организация, и ее независимость "позволяет критиковать чужие инициативы правительств и поддерживать правильные решения, такие, как это".
"Мы поддерживаем любую инициативу в борьбе с промыслом тех правительств, которые как и мы "клеймит позором" (арестовывает) все рыболовные компании, вовлеченных в эти практики, независимо от страны их происхождения", — отмечается в пресс-релизе Greenpeace.
При этом руководитель энергетической программы Greenpeace Владимир Чупров заявил, что никакой провокации со стороны этой организации в ситуации с "Олегом Найденовым" нет, и Greenpeace против силовых действий по захвату судна. А руководитель программ Greenpeace Иван Блоков сказал, что организация хотела бы знать, "на основе каких конкретно фактов" Росрыболовство выдвигает свои обвинения.