Наталия Григорьева
90 лет исполняется со дня рождения Сергея Параджанова. В жизни режиссера, родившегося в Грузи в армянской семье, окончившего Тбилисскую консерваторию и ВГИК, была и мировая слава, и тюремное заключение, а в его фильмографии всего 18 картин, лучшим из которых — психоделическим полотнам, похожим на ожившие картины или коллажи, нет аналогов ни в советском, ни в мировом кино. О пяти главных работах Сергея Параджанова — в материале проекта Weekend.
Цветок на камне (1962)

Тени забытых предков (1964)

Цвет граната (1968)

Легенда о Сурамской крепости (1984)

Ашик-Кериб (1988)
С ним же Параджанов работал над еще одним фильмом — экранизацией сказки Лермонтова "Ашик-Кериб", которая в свою очередь была создана поэтом на основе азербайджанской народной сказки. Бедный музыкант полюбил дочь богача и поклялся странствовать семь лет, чтобы заработать денег и стать ей достойным женихом. Отправившись в путь, он попадает во дворец султана, которому поет о своей любви и своих злоключениях, а правитель за это одаривает его золотом — семь лет Ашик-Кериб живет во дворце в роскоши. Тем временем в родном селе его считают утонувшим: мать — в главной женской роли вновь Софико Чиаурели — от горя теряет зрение, а возлюбленная готовится к свадьбе с другим. Встретив незнакомца на белом коне, Ашик-Кериб получает от него волшебное средство, благодаря которому переносится в свою деревню, где исцеляет мать и возвращает свою любимую. Этот фильм Параджанова долго не выходил в широкий прокат — удостоверение картине было выдано лишь после того, как он был показан на нескольких международных кинофестивалях — в том числе на Венецианском, жюри которого даже обращалось в Американскую киноакадемию с просьбой выдвинуть "Ашик-Кериб" на "Оскар". Картина стала последней, которую Параджанову удалось закончить при жизни — он посвятил ее памяти Андрея Тарковского.
