Вадим Дубнов, обозреватель РИА Новости.
Чудеса случаются. Но редко. На сенсацию надежд нет просто потому, что проверять свою доблесть в наступающем году придется в состязаниях с такими же, как мы, середняками.
Вторая лига как наш жребий
Ценители питерского футбола, конечно, заметят, что не все было так страшно, что "Зенит" даже атаковал в первом тайме и поначалу выглядел вполне пристойно. И что, вообще, "Зенит" обыграл португальцев в Португалии.
Поклонники на то и поклонники, чтобы упрямо не замечать, что счет на табло в Вене организовал самой капитализированной российской команде клуб из одного из скромных европейских чемпионатов. Из страны, чья сборная за последние полвека не продвигалась в чемпионатах мира дальше второго группового этапа, а на чемпионат Европы и вовсе попала лишь однажды, в 2008 году, да и то, судя по результату, случайно.
Другой наш лидер, ЦСКА, в той же Лиге чемпионов с одной победой при пяти поражениях не получил даже утешительной путевки в Лигу Европы, пропустив вперед никому, кроме непритязательных поклонников чешского чемпионата, не известную "Викторию" из Пльзеня.
В общем, не получается не только с "Манчестер Сити", "Баварией" и когда-то, кстати, вполне проходимым "Атлетико" из Мадрида, но и с середняками. С такими же, как мы.
Но привычка считать себя сильнее, невесть откуда-то взявшаяся, неистребима, как вообще чувство врожденного величия.
Нас никто не ссылал во второй дивизион мирового футбола. Просто случайности бывают выразительными, а жребий – честным.
В общем, о нашем настоящем месте спроси у тех, кто не сдерживал счастья после жеребьевки. Может, лучше было бы в "группу смерти", чем в группу такой жизни. До боли похожую на ту, которая в 12 лет назад, на нашем последнем чемпионате мира, тоже казалась простой – Япония, Тунис и Бельгия.
В роли японцев, которым мы тогда проиграли, сегодня Южная Корея. Выступившая на том чемпионате даже круче японцев. Как полагают многие, не без помощи судей, но если и так, судьи неспособны довести до полуфинала совсем уж безнадежную команду.
В роли Туниса – Алжир. Как бы главный аутсайдер. Но, во-первых, за 12 лет участие Африки в чемпионатах мира окончательно перестало выглядеть этаким знаком политкорректности. Во-вторых, Алжир считается третьей африканской командой после ставших грандами Кот д’Ивуара и Ганы.
И, наконец, про Алжир еще можно спросить у немцев, которые умудрились ему проиграть еще задолго до африканского футбольного прорыва, в 1982 году.
Забыть перестройку
И, наконец, в роли Бельгии – сама Бельгия. Вечное проклятие, стоящее на нашем пути с 1986 года. Тогда в последний раз советская страна отправила на чемпионат мира в Мексику команду, ничьей с которой были довольны даже блистательные французы с Платини, Тигана и Жирессом.
Когда выяснилось, что в 1/8 нас ждут бельгийцы, советские люди улыбнулись куда более заносчиво и уверенно, чем их сегодняшние преемники, и склонились над сеткой чемпионата, чтобы сразу узнать, кто нас ждет в четвертьфинале. Только те, кто тогда родился и жил, знают и не забудут это упоительное чувство болельщика, уверенного в том, что их команда может выиграть у любого.
Это был наш лучший чемпионат, а игра с бельгийцами, возможно, была одной из лучших наших игр. Это, возможно, был единственный настоящий случай убийства судьей нашей команды, по сравнению с которым все прочие ошибки судей по отношению к нам даже не имеют права на упоминание.
Хотя кто-то сегодня, пережив ту обиду, признает, что два бельгийских гола были, может быть, забиты и не из офсайда. Словом, мы проиграли 3:4 в дополнительное время. Некоторые не могут это забыть и по сей день, и заявления специалистов о том, что нынешние бельгийцы везут в Бразилию чрезвычайно сбалансированную, мастеровитую и блестяще укомплектованную команду, звучат для них как фальсификация истории и оскорбление памяти последней советской футбольной мечты.
В том, что нынешняя сборная способна на прежнее, 1986 года, вдохновение, есть большие сомнения. И недавняя игра с той же Южной Кореей, мучительно выигранная, их не развеяла.
Кстати, в 1986-м сборная, готовившаяся к поездке в Мексику, показывала примерно такую же игру, и все спрашивали, у кого она собирается отнимать очки. Перестройка набирала ход, свежий ветер перемен колыхал сетку ворот, и ту сборную за несколько недель до чемпионата смело разогнали, в одночасье создав новую.
Теперь не получится. Просто не из кого. Чудо придется создавать из тех, кто есть. Как Хиддинк шесть лет назад. Он создал. Как оказалось, ненадолго.
Вариант "Победа"
Но у лиги посредственности, в которой нам предстоит провести год, есть еще одна опасность. Она называется "Победа".
А ну как мы выйдем из группы?
Особенно, если это случится по модели выхода "Зенита" в плей-офф Лиги чемпионов, что очень возможно. Мы кое-как займем второе место, и это будет объявлено подвигом. А в 1/8 нас ждут, скорее всего, немцы.
Что поделаешь, скажут тогда нам, мы сделали все, что могли, и, значит, все в порядке, и мы на верном пути.
Поэтому, в самом деле, кто спросит с "Зенита", которому в феврале предстоит встреча с "Боруссией"? Ну да, не выглядит фаворитом "Рубин" в матчах с "Генком" все из той же Бельгии. Не говоря уже об "Анжи", у которого впереди – середняк из испанских середняков "Бетис".
Наш уровень. Наш год. Как никогда хочется ошибиться.