МИНСК, 1 янв — РИА Новости, Олеся Лучанинова. Белоруссия рассчитывает в 2014 году на 2 миллиарда долларов дополнительного кредита от России и не теряет надежду получить шестой транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в объеме 440 миллионов долларов.
Однако, по мнению ряда белорусских экономистов, российского кредита для покрытия нужд белорусской экономики будет недостаточно.
Белоруссия рассчитывает в этом году на 2 миллиарда долларов дополнительного кредита, который пообещала Россия. Первую сумму в 450 миллионов долларов составит госкредит под 4% годовых. В белорусском правительстве заявляют, что эту сумму можно ожидать в первом квартале текущего года.
Кроме того у правительства еще остается надежда получить шестой транш кредита АФК ЕврАзЭС в объеме 440 миллионов долларов.
Вместе с тем Совет Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС отложил рассмотрение вопроса о предоставлении Белоруссии шестого транша кредита в связи с невыполнением десяти из 14 показателей действующей стабилизационной программы.
Белорусской стороне рекомендовано разработать и реализовать меры, необходимые для выполнения всех показателей шестого транша, согласовав эти меры и сроки их выполнения с Евразийским банком развития (ЕАБР), который является управляющим средствами АКФ, в рамках нового письма о намерениях. При этом совет АКФ продлил стабилизационную программу до 1 июля, а дату доступности финансового кредита до 31 декабря 2014 года. Вопрос о выделении Белоруссии шестого транша совет АКФ вновь рассмотрит в третьем квартале 2014 года.
По мнению ряда белорусских экономистов, российского кредита мало, чтобы покрыть нужды белорусской экономики.
Выплаты по кредитам
Платежи по обслуживанию и погашению внешнего госдолга Белоруссии составят в 2014 году около 3,2 миллиардов долларов. Такие данные приведены в пояснительной записке министерства финансов к проекту бюджета на будущий год. При этом платежи по обслуживанию внешнего госдолга вырастут в наступившем году почти в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом. Увеличение платежей обусловлено привлечением новых заимствований в 2013-2014 годах, поясняет Минфин. На 2013-2014 годы приходится пик платежей Белоруссии по внешнему государственному долгу. В связи с этим, как отмечают эксперты, финансовые возможности белорусского бюджета крайне ограничены.
Белоруссия планирует привлечь около 2 миллиардов долларов от продажи предприятий. В частности, белорусское правительство подготовило список из 10 пунктов, среди них — часть акций Мозырьского НПЗ, 51% акций МТС, Минский завод колесных тягачей, "Горизонт".
Экономика
Согласно утвержденному социально-экономическому прогнозу, в Белоруссии запланирован рост валового внутреннего продукта на 3,3%, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) — на 6,9%, экспорта товаров и услуг — на 8,6%. Сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается положительным на уровне 0,1% к валовому внутреннему продукту.
Инвестиционная политика в 2014 году будет направлена на улучшение инвестиционного климата, при этом привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме 4,5 миллиардов долларов. Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения должны составить 103% к уровню 2013 года. Прогнозируется, что среднегодовая ставка рефинансирования составит 14-16% годовых, требования банков к экономике возрастут на 16-19%, международные резервные активы (в определении МВФ) увеличатся на 0,2-0,5 миллиарда долларов.
Бюджет
Общая сумма доходов, как и расходов, составит 128,6 триллионов белорусских рублей (около 13,68 миллиарда долларов). Рост доходов по отношению к 2013 году планируется на уровне 19%, расходов — 15,2%. Ожидается, что бюджет 2014 года сохранит социальную направленность. Министр финансов Белоруссии Андрей Харковец сообщал, что документ предусматривает замедление инфляции до 12,7% в среднем за год.
Бюджет предлагает увеличить расходы на создание инфраструктуры, дорожное и жилищное строительство. Уровень налоговой нагрузки в бюджете 2014 года планируется снизить на 1,6%. Ожидается, что основная доля доходов — 32,2% — будет поступать от налога на добавленную стоимость.
Нефть
Россия планирует поставить в Белоруссию в первом полугодии 2014 года 11,5 миллиона тонн нефти, сообщал концерн "Белнефтехим".
РФ выразила желание получить от белорусской стороны гарантированные обязательства поставок автобензинов в периоды сезонного спроса на нефтепродукты и проведения массовых ремонтов нефтеперерабатывающих мощностей в Российской Федерации, отмечается в протоколе.
Белорусские эксперты также не исключают, что несмотря на получение Россией гарантий от белорусских чиновников, баланс на весь 2014 год может быть не подписан. Возможен также и вариант, когда баланс на 2014 год будет подписан как индикативный документ, "как своеобразный протокол о намерениях", де-факто же будут утверждаться поквартальные объемы поставок.
Белоруссия в этом году намерена экспортировать 6,6 миллионов тонн калия. При этом, как ожидается, средняя цена экспорта будет на уровне 306 долларов за тонну, заявлял министр финансов Белоруссии Андрей Харковец. Вместе с тем в правительстве не исключают, что это оптимистичные прогнозы. "Возможно, с учетом ситуации на внешних рынках здесь присутствуют некоторые завышенные ожидания", — отметил Харковец.
В конце ноября 2013 года Белорусская калийная компания (БКК) заявила о том, что не намерена снижать цену на калийные удобрения для увеличения объемов продаж. В конце июля российская компания "Уралкалий" заявил о выходе из Белорусской калийной компании, совместного трейдерского предприятия с белорусским производителем калийных удобрений "Беларуськалий" и смене стратегии продаж на "объем превыше цены", после чего обвал мировых цен на калий составил около 20%.
Госпошлина на автомобили
Белорусское правительство решило за счет автовладельцев улучшить доходные показатели бюджета страны. Среди новаций — введение государственной пошлины на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении (аналог транспортного налога). Данные средства будут направляться на ремонт дорог. При этом льготы будут минимальными — на них могут рассчитывать собственники специального и коммунального транспорта, инвалиды.
За счет госпошлины в 2014 году планируется собрать 1,6 триллионов белорусских рублей (около 170 миллионов доларов). Средства от госпошлины будут распределяться 50/50 между республиканским и местными бюджетами. Размер пошлины будет зависеть от веса автомобиля.