МИНСК, 11 окт — РИА Новости. Белорусско-российский "калийный скандал" стал ключевой темой пресс-конференции президента Белоруссии Александра Лукашенко для журналистов российских регионов, которая состоялась в пятницу в Минске.
В ходе пресс-конференции, длившейся почти пять с половиной часов, Лукашенко затронул и другие темы. Он сообщил, что рассказывает младшему сыну Николаю на ночь про войну, Сталина, Гитлера, Наполеона, что отказался от взятки в 5 миллиардов долларов за продажу "Беларуськалия" по низкой цене, что в Белоруссии уже давно отпечатаны деньги для деноминации, что признал бы Абхазию и Южную Осетию, если бы получил от Москвы гарантий поддержки на случай экономических санкций, которыми тогда пригрозили представители ЕС, про то, что считает свои отношения со своим российским коллегой Владимиром Путиным дружескими, и даже о предложении по освоению нераспаханных земель Калининградской области.
Отдадим Баумгернтнера, если вы его посадите
По словам Лукашенко, у гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера нет шансов в ближайшее время оказаться на свободе. Он согласен выдать бизнесмена России, только если его там немедленно арестуют. "Пожалуйста, берите Чайку (генерального прокурора РФ Юрия Чайку) и по закону забирайте (Баумгертнера) в камеру и ведите расследование", — сказал белорусский президент. "Но пока таких просьб (с российской стороны) не было", — добавил он.
Лукашенко сообщил, что Керимов был заранее предупрежден о возможности уголовного преследования. "Я позвал Мишу Гуцериева и попросил передать Керимову, что он вести себя так не должен, а если он будет себя так вести, то я возбужу уголовное дело и подам в международный розыск", — сказал президент. По его словам, Гуцериев через три дня вернулся в Белоруссию и сказал, что Керимов якобы проигнорировал предупреждения главы республики. "Не буду обманывать — послал", — добавил Лукашенко.
Лукашенко также отметил, что гендиректор "Уралкалия" Баумгертнер содержится в Минске, хоть и под арестом, но в хороших условиях, отношение к нему гуманное. "На квартире живет трехкомнатной. Куда я его отпущу? Обратно в камеру?" — сказал белорусский лидер.
Он сообщил, что обвинение Баумгертнеру уже переквалифицировано на статью "хищение". Ранее бизнесмена обвиняли в злоупотреблении властью и служебными полномочиями.
Лукашенко также озвучил идею заставить Керимова продать свои активы для помощи городу Березняки (Пермский край), в котором, в частности, находятся производственные мощности компании.
"Знаете, как я бы поступил? Я как президент поступил бы следующим образом. Я бы Керимова и керимовцев закрыл в одну камеру. Они бы продали все активы, а это 12-13 миллиардов долларов, и всё бы отправил в Березняки", — сказал Лукашенко.
Белорусский лидер пообещал ответить на адресованное ему письмо работников "Уралкалия", в котором те просят его способствовать освобождению гендиректора предприятия Баумгертнера. Он отметил, что первоначально хотел приехать в Березняки и рассказать людям "всю правду". "Ну как я поеду! Президент приехал туда, в чужую страну, начинает отчитываться. Не так поймут", — поделился Лукашенко.
"Калийное дело" и интересы России
В ходе пресс-конференции белорусский президент старался показать, что "калийное дело" ведется не только в интересах Белоруссии, но и в интересах России. "Мы действительно обсуждали с Владимиром Владимировичем (Путиным) эту проблему", — сказал Лукашенко. По его словам, подходы Москвы и Минска по этому вопросу одинаковые. "Вор должен сидеть в тюрьме", — подчеркнул белорусский лидер.
Выход из создавшейся ситуации Лукашенко видит в воссоздании белорусско-российского калийного картеля и возвращении "Уралкалия" в собственность государства. "Для скорейшего решения вопроса с "Уралкалием" можно было бы и государству купить "Уралкалий". Сейчас это небольшие для государства деньги", — сказал он. "Необходимо вернуться в картель, и цена на калийные удобрения увеличится в два раза", — убежден Лукашенко. По его словам, цена на калий с 900 долларов за тонну упала до 230 долларов из-за демпинга "Уралкалия".
К деноминации все готово
Внутри Белоруссии тоже не все гладко. Курс доллара постоянно растет и встает вопрос о деноминации. По словам Лукашенко, он готов провести деноминацию при более стабильной ситуации на валютном рынке страны, при этом новые купюры давно отпечатаны.
"У нас отпечатаны новые деньги, новые купюры. Они не один год на складе лежат", — признался президент. При этом он не сообщил сроки деноминации. "Это не проблема — деноминация. Думаю, лучше проводить деноминацию, когда будет более стабильная ситуация на валютном рынке", — сказал он.
"Если людям надоело и будет возможность с точки зрения валютного рынка, то мы проведем. Это обычная техническая операция <…> Когда-то мы проводили деноминацию, но мало нулей отбросили. Надо было больше, чтобы доллар стоил не 9 тысяч, а 9 рублей", — добавил президент.
Путин — друг, несмотря ни на что
"Мы открыто и откровенно говорим друг другу о проблемах", — добавил он. По словам Лукашенко, в переговорах с другими странами нужно придерживаться протокольных правил, которыми можно пренебречь при встречах белорусского и российского лидеров.
"Наши отношения и наш диалог — это слепок тех проблем, которые существуют между нашими государствами. Поэтому у нас добрые отношения, хотя я не скажу, что они всегда были безоблачными. Были и столкновения. Мы выходили из них по-дружески", — заключил Лукашенко.
Если бы не российские пошлины, были б Эмираты
Что Лукашенко действительно не нравится в белорусско-российских отношениях, так это необходимость перечислять в российский бюджет таможенную пошлину за нефтепродукты, произведенные из российской нефти.
"Мы перечисляем в бюджет России только за нефтепродукты, вывезенные на Запад, четыре миллиарда долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты!" — сказал Лукашенко. Богатые нефтью Объединенные Арабские Эмираты славятся своими масштабными стройками, высокими небоскребами, искусственными островами и роскошными отелями.
Он напомнил, что президент РФ Владимир Путин пообещал с 1 января 2014 года отменить эти платежи. "Путин пообещал с 1 января 2014 года убрать все изъятия", — сказал Лукашенко. "В противном случае мы в Таможенный союз никого не затянем", — добавил он.
На признание Абхазии и Осетии денег не нашли
Как заявил Лукашенко, он бы давно признал Абхазию и Южную Осетию, но Евросоюз стал угрожать ему проблемами в ответ на этот шаг, а тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев не согласился финансово помочь Белоруссии это пережить.
Поэтому на встрече с Медведевым Лукашенко спросил его, готова ли Россия "вместе с Белоруссией испить до дна эти последствия". Не получив гарантий поддержки от Москвы на случай санкций со стороны Европы, президент Белоруссии отказался заявлять о признании независимости двух бывших грузинских автономий.
Главное, чтобы МАЗ не уничтожили, а БЕЛАЗ не отдадим
Лукашенко не нравятся условия, на которых ему предлагают объединить МАЗ и КАМАЗ. По его мнению, слияние МАЗа и КАМАЗа может привести к уничтожению Минского автомобильного завода.
"А не получится ли так, что вы предприятие это заберете за бесценок и со временем на МАЗе будут производить только диски на автомобили? Не может быть такого? Может быть", — заявил Лукашенко.
О продаже БелАЗа на схожих условиях белорусский лидер вообще речи не ведет. "Кому-то сплавить БелАЗ? Исключено", — сказал Лукашенко. По словам белорусского президента, БелАЗ занимает 30% рынка большегрузных автомобилей. Завод конкурирует с такими производителями, как американская Caterpillar и японская Hitachi. Кроме того, по словам Лукашенко, сегодня на БелАЗе создан новый автомобиль с грузоподъемностью 450 тонн, аналогов которому нет.
"Если кто-то хочет инвестировать и открыть новые рынки сбыта для БелАЗа, мы можем пойти с ним на инвестиции и продать часть акций", — сказал Лукашенко, добавив, что пока вопрос так не стоит.
"Забрать Калининград"
Президент Белоруссии также рассказал, что, пролетая недавно со своим российским коллегой Владимиром Путиным над Калининградской областью, в шутку предложил ему отдать Белоруссии "вот эти и эти земли". "Не надо нам их в собственность передавать — мы их распашем и будем заниматься сельскохозяйственным бизнесом", — сказал тогда Лукашенко.
По его словам, он увидел, что земли в Калининградской области не распаханы. В Советском Союзе, как отметил Лукашенко, это был самый лучший, процветающий край. "Мы подключим Гродненскую область — это сильная область в сельскохозяйственном плане, — они быстро распашут, засеют и даже построят в вашей Калининградской области молочно-товарные комплексы. Будут производить молоко и продавать в Литву", — спрогнозировал белорусский лидер.
Он также отметил, что не претендует на то, "чтобы завтра забрать Калининград". "Но если можно было бы — то с удовольствием", — добавил белорусский президент.
О личном
Президент поделился, что чертит своему сыну схемы, как выстраивались войска, как Наполеон шел на Москву, как потом отступал, как проходило Бородинское сражение. "Когда мы летели на вертолете над рекой Березина, я ему говорил: "Помнишь, я тебе рассказывал, как французов здесь топили?" — сказал Лукашенко.
Он также рассказал, что Николай любит смотреть фильмы военной тематики и передачи телеканала "Звезда".
Ностальгия по СССР
Лукашенко признался, что скучает по советским временам. "Я вам больше скажу. Я не просто скучаю. Я человек советский. Я вырос в той стране", — заявил он. "Я единственный депутат, который голосовал в нашем парламенте против развала Советского Союза", — напомнил нынешний президент Белоруссии.
"Я это нормально воспринимаю. Сейчас система в целом не лучше. Можно из подворотни гавкать: можно наплевать на президента, оскорбить его — и ничего за это не будет", — отметил Лукашенко.
Белорусский лидер считает, что большинство нынешних вооруженных конфликтов стали возможны из-за развала СССР. "Если бы был Советский Союз, не полыхал бы Ближний Восток и "арабская дуга". Не вели бы переговоры, а там бы стояли наши корабли, и никому бы не пришло в голову воевать", — сказал он.
Бандитов будем бить по морде
Также Лукашенко рассказал об уничтожении отдельных банд в период разгула преступности в 90-е годы. "Когда я стал президентом, Советский Союз только развалился, и самая страшная была беда: страна транзитная, надо было обеспечить безопасность. На трассе Москва-Минск-Берлин я столкнулся в первый раз, как президент, с этим бандитизмом", — вспомнил белорусский лидер.
"Мне приходят, докладывают: там (на этой трассе) остановили машину — убили водителя, машину забрали. Тогда же не было столько "мерседесов", как сейчас, это было редкостью. Бандиты сразу глаз на эти автомобили положили и их хозяев. Они видят — "мерседес" или "ауди" едет, останавливали под видом милиции. Если сопротивлялись — могли и убить или искалечить. Автомобиль и всё, что в нем, забирали", — рассказал Лукашенко.
Тогда, по его словам, нужно было принимать "радикальное решение". "Собрали несколько групп, взяли крутые автомобили и устроили ловушку на этой трассе. Всех, кто сопротивлялся из бандитов, расстреливали на месте. Три группы такие уничтожили, четвертой — не было. И до сих пор — тихо и спокойно", — отметил президент.
"Может быть, это слишком, но я не находил другого метода, чтобы ответить на этот разбой, как дать в морду. В сортире не мочили, а в морду дали. Все поняли. Бандит понимает только тогда, когда с ним разговариваешь на его языке", — считает белорусский руководитель. "Но при этом не надо зарываться. Действуешь справедливо — поймут, если нет — будет еще больший криминал, чем тот, который ты хочешь искоренить", — подчеркнул Лукашенко.