НОВОСИБИРСК, 30 дек — РИА Новости, Алексей Стрелец. Изменения в законе "О национальной платежной системе" с 1 января 2014 года обяжут российские банки информировать своих клиентов об операциях с их счетами, чтобы держатели карт уже в течение суток могли оспорить движение средств. Противники закона опасаются массовой блокировки карт, но новосибирские банки успокаивают — они к переменам готовы.
В случае если банк не располагает актуальными контактными данными держателя карты, дело может дойти и до ее блокировки, поскольку в этом случае финансовая организация не сможет выполнить требование закона.
В свою очередь, клиент, если какая-либо операция была совершена без его согласия, должен будет в течение одного дня после получения уведомления о ней обратиться в свою финансовую организацию, и эту сумму ему возместят. По истечению этого срока обращения не принимаются.
Обоюдная ответственность
С этим могут быть связаны и отказы в возмещении средств, уходящих со счетов по спорным транзакциям — граждане, которые игнорируют сообщения от банка, могут упустить положенное по закону время для обращения за возмещением. Поэтому банкиры советуют уделять время взаимодействию со своими финансовыми организациями.
"Банк может направить информацию с помощью SMS, е-мейл, обычной почты, однако дать гарантию, что клиент эту информацию получит, банк не может, — объясняет начальник управления пластиковых карт ВТБ24 в Новосибирске Александр Бородкин. — Ведь у клиента может быть выключен телефон, он не просматривает электронную почту, не открывает почтовый ящик и так далее".
Призывать к диалогу клиентов, которые обычно обращаются в банк, только когда у них уже возникли проблемы, сегодня начали многие финансовые организации. "На нашем сайте уже опубликованы новые "Правила банковского обслуживания", и клиенты их изучают", — сообщила РИА Новости начальник отдела внедрения и оптимизации Банка24.ру Ольга Петухова.
Не только SMS
"Для тех клиентов, которые хотят отслеживать движение денежных средств по своей карте в реальном времени, Сбербанк предоставляет услугу "Мобильный банк". Но эта услуга может быть подключена к конкретной карте и конкретному мобильному телефону исключительно по желанию клиента и на основании его заявления", — говорится в ответе на запрос РИА Новости Сибирского банка Сбербанка России.
Представитель ВТБ24 Александр Бородкин заверил РИА Новости, что банк не планирует блокировать счета держателей своих карт ни при каких условиях, поскольку способов информирования предостаточно.
"Мы предоставляем нашим клиентам возможность получать информацию о проведенных операциях по любому из имеющихся каналов: SMS, "Телебанк", банкомат, посещение офиса. В свою очередь, мы просим своих клиентов хотя бы раз в месяц обязательно эту информацию получать", — подчеркнул Бородкин.
Банк24.ру, пояснила Ольга Петухова, с 1 января делает бесплатным SMS-информирование.
"Однако SMS не всегда идеальный вариант. <…> Выйти в Интернет сегодня гораздо проще, поэтому основная масса наших клиентов регулярно отслеживает движение по счетам именно через Интернет-банк — там все видно, как на ладони. Соответственно, если клиент выходит в Интернет-банк, его данные, безусловно, актуальны, и ни о какой блокировке не может идти речи", — успокоила Петухова.
Блокировки не выгодны
"Пластиковые карты — это такое стратегическое направление, которое во всем мире развивается, и у нас (в России) тоже. Поэтому блокировать их никто не будет", — уверен Лубенец.
По его словам, законодательные новшества, наоборот, делают систему пластиковых карт более цивилизованной и выводят ее на качественно новый уровень. К таким изменениям, считает Лубенец, российская банковская система уже готова и без проблем перейдет на новые рельсы. "Я думаю, с каждым годом и объем, и прозрачность операций по пластиковым картам будут только увеличиваться", — резюмировал собеседник.