ВЛАДИВОСТОК, 28 дек — РИА Новости. Международный день кино ежегодно отмечается 28 декабря. Киноман-энтузиаст и создатель проекта "Синематека", в рамках которого показывают ленты начала века, Дмитрий Рыкунов рассказал РИА Новости о том, чем немые фильмы лучше звуковых, где в 1990-х можно было посмотреть боевики и эротику, а также о том, как киноманы превращаются в актеров и режиссеров.
Ночные кинопоказы и рождение "Синематеки"
С Дмитрием Рыкуновым мы встречаемся в музее имени Арсеньева, где он работает старшим научным сотрудником. Он ведет меня на третий этаж в комнату с кирпичными стенами, горой еще не расставленных плетеных стульев, белым экраном и старым пианино в углу. В "Синематеке" все как встарь, через пару дней зрители будут смотреть немое кино под аккомпанемент тапера — на пианино в киноклубе играет один из местных музыкантов.
Стать зрителем на одном из таких показов довелось и мне. Когда рассказываю об этом Дмитрию, он одобрительно кивает, видно, что ему интересно услышать оценку публики. В студенческой юности те киновстречи казались странными, но интригующими. На целую ночь с десяток человек собирались в темном зале, чтобы за раз посмотреть пять или шесть кинолент. Этот показ был больше пяти лет назад и, к сожалению, мы с Дмитрием не можем вспомнить, какие именно фильмы смотрели в тот вечер, кроме имени одного из режиссеров.
"Мне хотелось показать другим людям ленты, которые не увидишь в кинотеатрах. Кстати, один из фильмов, которые я тогда представлял, была лента иранского кинорежиссера Мохсена Махмальбафа. Я очень люблю его фильмы за глубину. Однако, когда его показывали в обычных кинотеатрах, в зале набиралось всего пять человек. Я даже слышал, как киномеханики решают, включать фильм или нет", — рассказывает Дмитрий.
Черно-белое кино и разноцветная современность
Со временем киноклуб Дмитрия Рыкунова приобрел официальный статус и за несколько лет от зала с советскими креслами "Синематека" эволюционировала до мини-кинотеатра. Наш разговор неожиданно прерывает одна из работниц музея. Вопрос деловой: речь идет о количестве стульев, которые понадобятся для мероприятия в музее и одновременно для предстоящего кинопоказа в "Синематеке".
"В "Синематеку" ходит немного зрителей, но все это люди увлеченные. Из 18 человек большую часть могут составить представители старшего поколения. Некоторые из них уже знакомы с немым кино и немного разбираются в фильмах и актерах, кроме гениального Чарли Чаплина. Один из них, любитель драм, поблагодарил за то, что ему приоткрылся мир комедий", — рассказывает Дмитрий.
По словам Рыкунова, один из его самых любимых жанров — это немые комедии. Немногие идут дальше знакомства с Чарли Чаплином, а ведь картины Бастера Китона или Гарольда Ллойда открывают для зрителей необычные грани старого киноюмора. Дмитрий признается, что юмор в этих фильмах интеллектуальнее и ярче, чем у других образчиков жанра, потому Китон и Ллойд нравятся ему больше.
Пик карьеры американских актеров Бастера Китона и Гарольда Ллойда пришелся на первые три десятилетия XX века. В те годы они были не менее популярны, чем знаменитый Чарли Чаплин. Зрителям Бастер Китон запомнился, как "комик без улыбки" за умение с невозмутимым лицом разыгрывать любые нелепые ситуации в фильмах. Гарольд Ллойд же, напротив, чаще появлялся на экране в образе неуклюжего интеллигента в очках.
"Режиссеры прошлого были первопроходцами, как Колумб, и не боялись экспериментировать. Их фильмы быстро находят отклик в сердцах зрителей, потому что в них разыгрываются ситуации из реальной жизни, в которые может попасть каждый. Из-за этого их фильмы и были такими смешными", — рассказывает Дмитрий.
Фильм ужасов за 15 копеек
"Кино я увлекся еще в детстве. Меня всегда привлекали серьезные фильмы. Помнится, неизгладимое впечатление произвела лента 1964 года "Председатель" с Михаилом Ульяновым в главной роли. В ней рассказывалось о том, как вернувшись с фронта главный герой восстанавливает родное село", — рассказывает Дмитрий Рыкунов.
По словам Рыкунова, школьником он с товарищами несколько раз в неделю бегал на просмотры фильмов. С билетами проблем не было, один утренний поход в кино, самый дешевый, стоил 15 копеек. Примерно столько же в то время стоило мороженое. Только иногда из-за этого приходилось пропускать занятия. Один из первых советских ужастиков, ленту "Вий", Дмитрий увидел, прогуляв уроки в школе.
"Тогда же, в юности, во мне родилась любовь к немому кино. Помимо "Вия" в кинотеатре я как-то раз посмотрел фильм "Здравствуйте, я ваша тетя" с Калягиным. Там в одном из моментов показывают отрывки из старых кинофильмов. Если Чарли Чаплина знали все, то я тогда открыл для себя Бастера Китона и Гарольда Ллойда", — рассказывает он.
Где в 1990-х смотрели эротику
Еще глубже в мир кино Дмитрий Рыкунов погрузился с появлением во Владивостоке первых видеомагнитофонов. Моряки привозили из-за границы технику, а самые предприимчивые устраивали домашние кинопоказы для широкой публики. В городе открылись видеосалоны, где можно было посмотреть фильмы, которых не было в кинотеатрах.
"Видеосалоны были очень популярны в 1990-е годы, ведь там можно было увидеть эротику вроде "Греческой смоковницы", боевики с Брюсом Ли или Чаком Норисом и различные фильмы ужасов — это было кино, раньше неизвестное, недоступное. На одном из таких просмотров я впервые увидел ужастик "Пятница 13-е", — рассказывает Дмитрий.
Однако жизнь видеосалонов оказалась коротка — со временем люди стали массово покупать видеомагнитофоны и смотреть кино дома. Дмитрий тоже обзавелся собственной техникой и регулярно стал ходить в Дом культуры железнодорожников, где с лотков торговали видеокассетами. Он до сих пор с теплотой вспоминает тамошних продавцов.
"Это были энтузиасты с отменным чутьем на хорошие кинофильмы. До сих пор помню одного из продавцов, который откуда-то по договоренности вез кассеты, нелицензионные, подписанные простыми белыми наклейками с названием. Однако он всегда мог посоветовать хороший фильм и подсказать, на какой записи качество лучше всего", — отмечает Дмитрий Рыкунов.
Как бывшие кинозрители становятся актерами
Должность старшего научного сотрудника в музее Дмитрий Рыкунов совмещает с преподаванием. Три года в Академии искусств он ведет курс, посвященный истории кино. Большая его часть — просмотр фильмов различных режиссеров, а завершается обучение зачетом. Рассказать, к примеру, о Ларсе фон Триере, непросто, но молодежь справляется.
"Мне очень приятно видеть, когда мои студенты открывают для себя что-то новое в мире кино. Бывает, задаешь им посмотреть фильмы и рассказать о сербском режиссере Эмире Кустурице. Некоторые открывают его для себя впервые и начинают смотреть. Это очень интересно, как молодежь понимает и реагирует на фильмы мэтров", — рассказывает Дмитрий.
По его словам, некоторые из выпускников постепенно решаются на различные роли в театре и кино, совершенствуют свое артистическое мастерство. Преподавателю-киноману интересно наблюдать, как вчерашние зрители становятся актерами,а некоторые из них даже решаются снять свою собственную ленту.
"Я стараюсь поддерживать связь со своими студентами. Некоторые из них даже ушли дальше меня, и приходится просматривать все больше фильмов, чтобы не отставать. Один из тех, кто раньше посещал "Синематеку", по слухам, готовится снять свой фильм. Я пока не знаю подробностей, но очень интересно, что это будет за картина", — отмечает Дмитрий.
На прощание он зовет меня на ближайший кинопоказ. Стулья еще не расставлены, но зал уже готов к тому, чтобы утонуть во тьме и открыть будущим зрителям путь в мир немого кино. Спускаясь к выходу из музея, я невольно вспоминаю мистера Ферста из фильма "Человек с бульвара Капуцинов", ни с того ни с сего хочется обернуться и прокричать вслед моему собеседнику: "Дмитрий! Заряжай!".