Рейтинг@Mail.ru
"Особый случай" французского кино: пять историй Клода Лелуша - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Особый случай" французского кино: пять историй Клода Лелуша

Читать ria.ru в
Дзен
30 октября исполняется 75 лет со дня рождения Клода Лелуша – режиссера, которого называют "особым случаем" во французском кино. Критики прочили ему так и остаться автором одного-единственного хита – своей оскароносной картины "Мужчина и женщина" - лишь перепевая его на разный лад. Лелуш не спешил оправдываться, признавая, что да, он всю жизнь рассказывает одну и ту же историю – отношений мужчины и женщины – но разве не потому, что это единственное, с чем можно обратиться к каждому зрителю, и главное, что его волнует?

Белла Адцеева

30 октября исполняется 75 лет со дня рождения Клода Лелуша – режиссера, которого называют "особым случаем" во французском кино. Критики прочили ему так и остаться автором одного-единственного хита – своей оскароносной картины "Мужчина и женщина" - лишь перепевая его на разный лад. Лелуш не спешил оправдываться, признавая, что да, он всю жизнь рассказывает одну и ту же историю – отношений мужчины и женщины – но разве не потому, что это единственное, с чем можно обратиться к каждому зрителю, и главное, что его волнует? РИА Новости вспомнило самый громкий триумф режиссера и еще четыре фильма, без которых невозможно представить творчество Клода Лелуша.

"Мужчина и женщина", или неудача, обернувшаяся "Оскаром"

"Я испортил ещё один фильм… На съёмках я был убежден, что нахожусь на пути к созданию настоящего фильма... Как могло случиться, что результат оказался столь катастрофическим?" - писал Клод Лелуш о картине "Мужчина и женщина" (1966), к слову, принесшей 29-летнему бывшему документалисту двух "Оскаров" и главную награду Каннского кинофестиваля. Режиссер, правда, и сам в результате остался доволен, после повторного монтажа написав, что "увидел фильм, который, если судить совершенно объективно, великолепен".

Фильм с простым сюжетом о возникшей любви между гонщиком и помощницей режиссера, потерявшими супругов, Клод Лелуш задумал после провала картины "Великие мгновения" и предшествовавших ей нескольких убыточных работ. На съемки картины было выделено 40 тысяч долларов, а режиссеру, изначально планировавшему снимать в черно-белом цвете, поставили условие: фильм должен быть цветным. Однако бюджета не хватало даже на покупку цветной пленки, в результате именно маленькому финансированию "Мужчина и женщина" обязан своим главным приемом, в котором и зрители, и кинокритики увидели глубокий смысл. Режиссер решил чередовать цветные сцены с черно-белыми: счастливое и наполненное радостью прошлое главных героев показано в красках, а безжизненная действительность монохромна.

У фильма простой сюжет: гонщик Жан-Луи Дюрок (Жан-Луи Трентиньян) и помощница режиссера Анна Готье (Анук Эме) встречаются в школе-пансионе, где живут их дети. Анна опаздывает на поезд, и Жан-Луи подвозит ее. В машине герои говорят о прошлом, которое мучает обоих, и из нескольких фраз становится понятно, что и Готье, и Дюрок потеряли супругов: муж Анны, каскадер, погиб во время съемок фильма, а жена Жана-Луи выбросилась из окна, когда узнала о его аварии на гоночной трассе. Между героями возникает симпатия, которая медленно перерастает в любовь, однако обоим, и особенно Анне, трудно впустить в жизнь новое чувство и отпустить прошлое. Финал фильма остается открытым, но дает надежду на вновь обретенное счастье.

Предыдущий опыт Лелуша наложил отпечаток и на его игровой фильм: сцены похожи на документальные, герои немногословны - основной смысл несут эмоции и мимика, один безмолвный план сменяется другим, а главное читается между строк. Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме, оба согласившиеся на роль, когда сценарий даже не был написан, сами создавали характеры своих персонажей – режиссер предоставил им максимальную свободу и возможность для импровизации, а сам, по словам Эме, "в сторонке выделывал, что хотел, с камерой". Эксперимент съемочной группы, который мог стать просто черно-белым малобюджетным фильмом, оценили европейские и американские критики. Несмотря на то что срок приема заявок на Каннский фестиваль истек, "Мужчину и женщину" включили в основной конкурс. В результате фильму достался главный приз Канна и пять номинаций на "Оскар", две из которых – за "Лучший зарубежный фильм" и "Лучший сценарий" - стали для Лелуша победными.

"С Новым годом!" и самоирония

В комедии про ограбление ювелирного магазина "С Новым годом!" (1973) Лелуш параллельно с криминальной линией продолжает рассказывать ту же историю, которую, по собственному признанию, "снимает всю жизнь". Тут же режиссер впервые цитирует самого себя, причем – со свойственной ему иронией.

Фильм начинается со сцены из "Мужчины и женщины", где Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян заказывают шампанское под знаменитый саундтрек Франсиса Лэя. По задумке режиссера, его оскароносный фильм показывают в тюрьме, где сидит, собственно, главный герой – грабитель Симон в исполнении Лино Вентуры. Кадры из "Мужчины и женщины" сопровождаются недовольным гулом зэков. Еще один момент самоцитирования – чередование в фильме черно-белой реальности и цветных флэшбэков.

Планируя вместе с сообщником Шарлем в канун Нового года первое "психологическое" ограбление, сбежавший из тюрьмы Симон неожиданно влюбляется в Франсуазу (Франсуаз Фабиан), владелицу антикварного магазина, находящегося рядом с предполагаемым местом ограбления – ювелирной лавкой. История любви и история преступления развиваются в фильме параллельно и не мешая друг другу – романтическая линия вовсе не делает криминальную интригу менее яркой, и фильм – совсем не о том, как любовь заставляет измениться гангстера-рецидивиста.

Своей популярностью картина не в последнюю очередь обязана образу, созданному Вентурой. Несмотря на то что Лелуш, работая над сценарием, писал фильм "под актера" (ему казалось, что в предыдущей картине "Приключение есть приключение" он не дал Вентуре достаточно раскрыться), режиссер и артист сначала по-разному видели Симона. Однако после долгих споров по ходу работы Лелушу удалось склонить Вентуру на свою сторону – в результате игра актера, впрочем, как и роль Фабиан, была удостоена приза за лучшее исполнение на фестивале в Сан-Себастьяне. Несмотря на высказанное некоторыми критиками мнение о том, что любовная линия испортила фильм, и криминальной картины не получилось, большинство экспертов согласились с оценкой французского видеосправочника "Акай", назвавшего "С Новым годом!" лучшей работой Лелуша.

"Баловень судьбы" и новое звучание

Фильм "Баловень судьбы" (1988) стал для Клода Лелуша возвращением к своему зрителю, с которым, по словам режиссера, он утратил взаимопонимание. Жан-Полю Бельмондо, исполнившему главную роль, выпал долгожданный шанс сделать что-то новое – актеру хотелось избавиться от похожих ролей и одного и того же амплуа. На роль преуспевающего бизнесмена, уставшего от всего на свете и убегающего на другой континент, а в итоге осознающего, что от себя никуда не спрятаться, Бельмондо согласился после двухминутного разговора с Лелушем, который увидел его на сцене театра Мариньи и тут же направился в гримерку.

В центре событий – бизнесмен Сэм Лион, в детстве брошенный матерью и попавший в цирковую труппу, где после травмы был вынужден заняться хозяйственными вопросами. Обнаружив в себе предпринимательский талант, Лион открывает фирму по производству чистящих средств и вскоре выходит на международный уровень. Как и многие достигшие успеха люди, к пятидесяти годам Сэм чувствует усталость от ответственности, повзрослевших детей, собственной жизни, переставшей радовать, - и, объявив родным о непродолжительном путешествии на яхте, по фальшивым документам уезжает в Африку, где был счастлив когда-то в молодости. Однако, даже отстранившийся от дел и "похороненный" родственниками, Лион не находит покоя – на новом месте он нервничает из-за проблем своей фирмы, оставленной сыну, и, к тому же, встречает некогда уволенного им сотрудника Альбера Дювивье, который сначала пытается шантажировать своего обидчика, а потом уговаривает его вернуться во Францию.

Бельмондо, сыгравший в своем предыдущем фильме бесстрашного комиссара полиции, благодаря нетипичной для себя роли одинокого индивидуалиста, вовсе не "супермена", а уставшего и пресыщенного человека (впервые за всю карьеру он должен был заплакать перед камерой), по-новому открылся для зрителей и критиков, присудивших актеру премию Сезар, от которой тот, впрочем, отказался. Долгожданный результат принесла картина и Лелушу. "Наконец-то мы со зрителями совпали: "Баловень судьбы" собирает полный зал… Этот фильм, который так дорого мне стоил, заключает в себе нечто истинное, что не ускользает от зрителей", - признавался режиссер.

"Отверженные", или история длиною в жизнь

Интерпретация Клода Лелуша стала самой вольной экранизацией романа-эпопеи Виктора Гюго "Отверженные" - не имея возможности показать на экране все события, режиссер сосредоточился на судьбе главных героев и перенес действие из начала девятнадцатого века в 1930-1940-е годы. В "Отверженных" (1995) Лелуш довольно сильно отступил от сюжета книги, построив повествование вокруг Анри Фортена, а затем его сына Роджера – обоих в фильме сыграл Жан-Поль Бельмондо. Как позже вспоминал Лелуш, именно Бельмондо был единственным приемлемым кандидатом на главную роль, и режиссер не видел никого более подходящего для образа Анри Фортена. Взяв на себя смелость изменить сюжет романа и перенести действие в другой век, Клод Лелуш оставил неизменной его основную идею – торжество добра над злом. Как признавался режиссер в своей книге "Баловень судьбы", с сюжетом "Отверженных" и "историей людей добрых и людей злых" он жил всю свою жизнь - с тех пор, как мама впервые рассказала ее пятилетнему Клоду. "Я впервые экранизирую литературное произведение, впервые прячусь за спиной его автора. И именно вселенская необъятность "Отверженных" позволяет мне подойти к этому роману с уважительной вольностью. …Временами рискованные вольности моей экранизации, свободное обращение с диалогами, которое я себе позволяю, пугают меня самого", - писал режиссер.

Фильм начинается со сцены самоубийства графа де Вильнева и ареста подозреваемого в его убийстве личного шофера Анри Фортена. В то время как Фортен дожидается правосудия в тюрьме, его жена становится проституткой и в итоге сводит счеты с жизнью, а сын Роджер вырастает известным боксером. Затем действие переносится в начало 1930-х годов, а в центре повествования оказываются Роджер, танцовщица Элиза (Алессандра Мартинес) и студент Андре Зиман (Мишель Бужена).

Картина собрала на одной съемочной площадке самых любимых актеров французского кино – кроме Бельмондо в фильме сыграли Жан Маре и Анни Жирардо. Несмотря на это, "Отверженные" были прохладно встречены французской публикой, что не помешало экранизации получить "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм.

"Железнодорожный роман" и "возвращение" Лелуша

"Lelouche is coming back", - такими словами, по словам продюсеров, встречала французская публика "Железнодорожный роман" (2007) (или "Вокзальный роман" - дословный перевод с французского), премьера которого состоялась на Каннском фестивале в 2007 году. Вызвав восторженные отзывы в родной Франции, Лелуш привез фильм и в Россию – психологический детектив стал фильмом закрытия 29-го Московского международного кинофестиваля.

Успех "Железнодорожного романа" у европейской, и особенно французской публики вполне объясним – уставшие от режиссеров-эстетов, единственной целью своих фильмов считавших самовыражение, зрители были приятно удивлены несомненно авторским кино, способным захватить нетривиальным сюжетом.

Известная писательница Юдит Ралитцер в исполнении Фанни Ардан ищет идеи для новой книги. Ее секретарь и "литературный раб" Пьер Лакло (Доминик Пиньон) при загадочных обстоятельствах пропадает. Следующая история разворачивается в поезде по пути в Канн: мужчина знакомится с парикмахершей Югеттой, которая поссорилась с женихом и просит незнакомца притвориться ее избранником для знакомства с родителями. Полиция, меж тем, разыскивает сбежавшего из тюрьмы преступника, а школьный учитель, покинув жену и детей, исчезает из дома. Коктейль, "заправленный" мистификациями и цитатами из предыдущих фильмов Лелуша, обнажает низменные человеческие качества, одновременно донося до зрителя главную мысль – "Самое красивое - внутри", как сформулировал ее сам режиссер.

"Мы привыкли к внешним, поверхностным проявлениям, которым в нашем мире придается очень много значения. И если бы вместо Доминика Пиньона в моем фильме снимался бы Брэд Питт, ничего бы не получилось… Самое красивое - внутри человека… Это тоже есть в моем фильме. Он - и о скромности", - признавался Лелуш.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала