Рейтинг@Mail.ru
"А где человек? Ушел смотреть кино": афиши фильмов начала ХХ века - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"А где человек? Ушел смотреть кино": афиши фильмов начала ХХ века

Читать ria.ru в
Дзен

Киноафиши советских времен, мимо которых не могли пройти наши соотечественники, — в фотоподборке РИА Новости.

Смотрите также:

Кино про кино: 10 фильмов о важнейшем из искусств >>

Главные события 2013 года в кино >>

Главные события 2013 года в искусстве >>

© РИА Новости / Павел Балабанов  | Перейти в медиабанк"Важнейшим из искусств для нас является кино": советский кинематограф первой половины ХХ века был универсальным языком, который новая власть использовала для общения с народом. Как и сейчас, в кинотеатры зрителей зазывали яркие афиши с громкими именами, но, не в пример современным, рекламные плакаты братьев Стенберг или Николая Прусакова были настоящимм произведениями искусства.

На фото как раз один из них: плакат-реклама к кинофильму Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом", созданный Владимиром и Георгием Стенбергами. Москва, 1929 год. Бессюжетный эксперимент Вертова стал классикой и легендой немого кинематографа.
Плакат-реклама к кинофильму Человек с киноаппаратом
"Важнейшим из искусств для нас является кино": советский кинематограф первой половины ХХ века был универсальным языком, который новая власть использовала для общения с народом. Как и сейчас, в кинотеатры зрителей зазывали яркие афиши с громкими именами, но, не в пример современным, рекламные плакаты братьев Стенберг или Николая Прусакова были настоящимм произведениями искусства.

На фото как раз один из них: плакат-реклама к кинофильму Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом", созданный Владимиром и Георгием Стенбергами. Москва, 1929 год. Бессюжетный эксперимент Вертова стал классикой и легендой немого кинематографа.
1 из 19
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк"Турксиб" (другое название "Стальной путь") - советский чёрно-белый документальный фильм, снятый в 1929 году режиссером Виктором Туриным. Картина рассказывает о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали и ее роли в освоении Семиречья. В свое время ленту оценили по достоинству не только в СССР, но и на Западе: существует английская версия фильма. Режиссер Виктор Турин был активистом революционного движения, но в 1912 году был вынужден уехать, поселился у родственников в Бостоне, позже закончил в Массачусетский технологический институт и в течение пяти лет работал в Голливуде. В СССР вернулся в 1922 году.

На фото: плакат, сделанный художниками Владимиром и Георгием Стенбергами. 1929 год, издание "Восток-кино".

Плакат-реклама к кинофильму Турксиб
"Турксиб" (другое название "Стальной путь") - советский чёрно-белый документальный фильм, снятый в 1929 году режиссером Виктором Туриным. Картина рассказывает о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали и ее роли в освоении Семиречья. В свое время ленту оценили по достоинству не только в СССР, но и на Западе: существует английская версия фильма. Режиссер Виктор Турин был активистом революционного движения, но в 1912 году был вынужден уехать, поселился у родственников в Бостоне, позже закончил в Массачусетский технологический институт и в течение пяти лет работал в Голливуде. В СССР вернулся в 1922 году.

На фото: плакат, сделанный художниками Владимиром и Георгием Стенбергами. 1929 год, издание "Восток-кино".

2 из 19
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкФильм "Кафе Фанкони" (другое название "Коровины дети") был снят в 1927 году Михаилом Капчинским по мотивам повести Николая Матьяша "Коровины дети". До наших дней сам фильм, в отличие от афиши, не сохранился. В центре сюжета - судьба портовых беспризорников, которых нанимали для работы по очистке пароходных котлов. Дети могли пролезть в узкие трубы, но часто теряли сознание там и гибли. Главный антигерой ленты - владелец одесского кабачка "Кафе Фанкони" Корова, он же подрядчик артели по очистке пароходных котлов. Кафе "Фанкони" реально существовало в Одессе в начале ХХ века и было известно как "резиденция" легендарного бандита Мишки Япончика. Режиссер фильма – Михаил Яковлевич Капчинский – основатель кинопроизводства в Одессе, был директором фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" и директором 1-й фабрики Госкино. Трижды подвергался арестам по обвинению в космополитизме (в 1924, 1936 и 1953 годах).

На фото: рекламный плакат к фильму художника Якова Тимофеевича Рублевского. 1927 год, издание "Совкино".

Плакат-реклама к кинофильму Кафе Фанкони
Фильм "Кафе Фанкони" (другое название "Коровины дети") был снят в 1927 году Михаилом Капчинским по мотивам повести Николая Матьяша "Коровины дети". До наших дней сам фильм, в отличие от афиши, не сохранился. В центре сюжета - судьба портовых беспризорников, которых нанимали для работы по очистке пароходных котлов. Дети могли пролезть в узкие трубы, но часто теряли сознание там и гибли. Главный антигерой ленты - владелец одесского кабачка "Кафе Фанкони" Корова, он же подрядчик артели по очистке пароходных котлов. Кафе "Фанкони" реально существовало в Одессе в начале ХХ века и было известно как "резиденция" легендарного бандита Мишки Япончика. Режиссер фильма – Михаил Яковлевич Капчинский – основатель кинопроизводства в Одессе, был директором фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" и директором 1-й фабрики Госкино. Трижды подвергался арестам по обвинению в космополитизме (в 1924, 1936 и 1953 годах).

На фото: рекламный плакат к фильму художника Якова Тимофеевича Рублевского. 1927 год, издание "Совкино".

3 из 19
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкНемой фильм "Еврейское счастье" был снят в 1925 году режиссером Алексеем Грановским по мотивам рассказов Шолом-Алейхема. Первоначальное фильм хотели назвать "Менахем-Мендл" по имени главного героя. Лента рассказывает о жизни еврейской бедноты до революции. Алексей Грановский после революции в 1918 году вернулся в Петроград, где работал над созданием Театра Трагедии, а позже в 1919 году основал при Театральном отделе Наркомпроса еврейскую театральную студию, на базе которой был создан Государственный еврейский камерный театр (ГОСЕКТ). В 1928 году режиссер отправился вместе со своим театром на гастроли за границу и больше не вернулся в СССР. Советские газеты яростно клеймили "невозвращенца", а сам режиссер тяжело переживал по этому поводу и даже отвечал на подобные публикации. Умер Грановский в 1937 году в Берлине.

На фото афиша к фильму работы неизвестного автора, 1925 год.

Плакат-реклама Еврейское счастье
Немой фильм "Еврейское счастье" был снят в 1925 году режиссером Алексеем Грановским по мотивам рассказов Шолом-Алейхема. Первоначальное фильм хотели назвать "Менахем-Мендл" по имени главного героя. Лента рассказывает о жизни еврейской бедноты до революции. Алексей Грановский после революции в 1918 году вернулся в Петроград, где работал над созданием Театра Трагедии, а позже в 1919 году основал при Театральном отделе Наркомпроса еврейскую театральную студию, на базе которой был создан Государственный еврейский камерный театр (ГОСЕКТ). В 1928 году режиссер отправился вместе со своим театром на гастроли за границу и больше не вернулся в СССР. Советские газеты яростно клеймили "невозвращенца", а сам режиссер тяжело переживал по этому поводу и даже отвечал на подобные публикации. Умер Грановский в 1937 году в Берлине.

На фото афиша к фильму работы неизвестного автора, 1925 год.

4 из 19
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкДокументальный фильм "Весной" (1929) – режиссерская и операторская работа Михаила Кауфмана - среднего из братьев Кауфман. Его старший брат Дзига Вертов, для которого он, кстати, снимал знаменитого "Человека с киноаппаратом" в качестве оператора, а младший брат – Борис Кауфман, тоже кинорежиссер и оператор, работавший над фильмами Жана Виго, Элиа Казана, Сидни Люмета и других. Историк кино Жорж Садуль писал о картине "Весной": "Этот фильм открыл для нас совершенно новую форму документального кино – поэму, в которой лирические образы оттепели и набухающих почек передавали пафос продвижения СССР по пути строительства социализма и не скрывали еще существующих пережитков прошлого".

На фото афиша фильма, сделанная братьями Стенберг. 1930 год, издание ВУФКУ.

Плакат-реклама к кинофильму Весной
Документальный фильм "Весной" (1929) – режиссерская и операторская работа Михаила Кауфмана - среднего из братьев Кауфман. Его старший брат Дзига Вертов, для которого он, кстати, снимал знаменитого "Человека с киноаппаратом" в качестве оператора, а младший брат – Борис Кауфман, тоже кинорежиссер и оператор, работавший над фильмами Жана Виго, Элиа Казана, Сидни Люмета и других. Историк кино Жорж Садуль писал о картине "Весной": "Этот фильм открыл для нас совершенно новую форму документального кино – поэму, в которой лирические образы оттепели и набухающих почек передавали пафос продвижения СССР по пути строительства социализма и не скрывали еще существующих пережитков прошлого".

На фото афиша фильма, сделанная братьями Стенберг. 1930 год, издание ВУФКУ.

5 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкОдин из наиболее известных фильмов Дзиги Вертова, если не считать "Человека с киноаппаратом" или "Кино-глаза" - немая документальная лента "Шестая часть мира". Заказ властей на киноленту о Госторге, экспортирующем исконно русские товары, превратился в масштабное полотно о жизни всей страны. В прошлом году английский композитор Майкл Найман представил в Москве свой вариант музыки к этому фильму. На фото - афиша фильма, которая зазывала когда-то в кинотеатр "Малая Дмитровка", в наше время в этом месте находится театр "Ленком". Автор плаката Константин Александрович Вялов - один из ведущих советских художников 1920-1930-х годов, ученик Лентулова и участник Общества станковистов.
Плакат-реклама к кинофильму Шестая часть мира
Один из наиболее известных фильмов Дзиги Вертова, если не считать "Человека с киноаппаратом" или "Кино-глаза" - немая документальная лента "Шестая часть мира". Заказ властей на киноленту о Госторге, экспортирующем исконно русские товары, превратился в масштабное полотно о жизни всей страны. В прошлом году английский композитор Майкл Найман представил в Москве свой вариант музыки к этому фильму. На фото - афиша фильма, которая зазывала когда-то в кинотеатр "Малая Дмитровка", в наше время в этом месте находится театр "Ленком". Автор плаката Константин Александрович Вялов - один из ведущих советских художников 1920-1930-х годов, ученик Лентулова и участник Общества станковистов.
6 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкОдна из самых известных работ Александра Довженко - фильм "Земля", действие которого происходит в небольшом украинском селе накануне коллективизации, - вышел в 1930 году. Эта немая картина была с восторгом принята и советскими и западными критиками, и вошла в число лучших фильмов всех времен и народов (согласно международному рейтингу кинокритиков). Одну из самых известных афиш к фильму тоже делали Владимир и Георгий Стенберги.
Плакат-реклама к кинофильму Земля
Одна из самых известных работ Александра Довженко - фильм "Земля", действие которого происходит в небольшом украинском селе накануне коллективизации, - вышел в 1930 году. Эта немая картина была с восторгом принята и советскими и западными критиками, и вошла в число лучших фильмов всех времен и народов (согласно международному рейтингу кинокритиков). Одну из самых известных афиш к фильму тоже делали Владимир и Георгий Стенберги.
7 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкФильм Владимира Вильнера "Цемент", снятый по одноименному роману Федора Гладкова, рассказывает о восстановлении разрушенного в годы гражданской войны цементного завода, руководит которым демобилизованный военком, бывший рабочий Глеб Чумалов. До наших дней лента не сохранилась. Эту афишу для фильма делал художник Михаил Длугач, известный именно своими плакатами и с середины 1920-х сотрудничавший с "Совкино".
Плакат-реклама к кинофильму Цемент
Фильм Владимира Вильнера "Цемент", снятый по одноименному роману Федора Гладкова, рассказывает о восстановлении разрушенного в годы гражданской войны цементного завода, руководит которым демобилизованный военком, бывший рабочий Глеб Чумалов. До наших дней лента не сохранилась. Эту афишу для фильма делал художник Михаил Длугач, известный именно своими плакатами и с середины 1920-х сотрудничавший с "Совкино".
8 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкПервый звуковой фильм Ивана Пырьева - "Конвейер смерти" (1933) - рассказывал о судьбе трех девушек в период начинавшейся борьбы с фашизмом. Хотя действие происходит в вымышленной капиталистической стране, параллели с реальной историей провести несложно.

На фото: плакат Николая Смоляка к кинофильму "Конвейер смерти". Издание "Гизлепром".

Плакат-реклама к кинофильму художника Н. Смоляка Конвейер смерти
Первый звуковой фильм Ивана Пырьева - "Конвейер смерти" (1933) - рассказывал о судьбе трех девушек в период начинавшейся борьбы с фашизмом. Хотя действие происходит в вымышленной капиталистической стране, параллели с реальной историей провести несложно.

На фото: плакат Николая Смоляка к кинофильму "Конвейер смерти". Издание "Гизлепром".

9 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкФильм Абрама Роома "Третья Мещанская" вышел в прокат под названием "Любовь втроем", а на Западе в двух вариантах - "Подвалы Москвы" и "Кровать и софа". На плакате работы братьев Стенберг - главная героиня, в роли которой снялась Людмила Семенова. Вместе с Владимиром Фогелем и Николаем Баталовым они разыгрывают драматический любовный треугольник в отдельно взятой советской семье времен НЭПа. Сценарий к этому фильму писал Виктор Шкловский. По словам автора, сюжет был найден им на страницах "Комсомольской правды", рассказывавшей о комсомольцах, чья "любовь не знает ревности". Тем не менее, Шкловского позже упрекали в том, что своей работой от проявил бестактность в отношении Маяковского и Бриков, с которыми был хорошо знаком.
Плакат-реклама к кинофильму Любовь втроем
Фильм Абрама Роома "Третья Мещанская" вышел в прокат под названием "Любовь втроем", а на Западе в двух вариантах - "Подвалы Москвы" и "Кровать и софа". На плакате работы братьев Стенберг - главная героиня, в роли которой снялась Людмила Семенова. Вместе с Владимиром Фогелем и Николаем Баталовым они разыгрывают драматический любовный треугольник в отдельно взятой советской семье времен НЭПа. Сценарий к этому фильму писал Виктор Шкловский. По словам автора, сюжет был найден им на страницах "Комсомольской правды", рассказывавшей о комсомольцах, чья "любовь не знает ревности". Тем не менее, Шкловского позже упрекали в том, что своей работой от проявил бестактность в отношении Маяковского и Бриков, с которыми был хорошо знаком.
10 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкФильм "Большое горе маленькой женщины" (другое название "Как иногда бывает") - одна из последних работ в кино украинского режиссера Марка Терещенко. Большое горе маленькой женщины Гали - это, конечно, любовь. Муж Гали Сергей пропал во время гражданской войны, и хотя в ее жизни появляется другой мужчина, она продолжает хранить верность супругу и надеяться на встречу. Встреча происходит, но Сергей оказывается женат на другой. Сам фильм до нашего времени не сохранился, все что осталось - плакат работы художника-конструктивиста Николая Прусакова.
Плакат-реклама художника Н. Прусакова к кинофильму Большое горе маленькой женщины
Фильм "Большое горе маленькой женщины" (другое название "Как иногда бывает") - одна из последних работ в кино украинского режиссера Марка Терещенко. Большое горе маленькой женщины Гали - это, конечно, любовь. Муж Гали Сергей пропал во время гражданской войны, и хотя в ее жизни появляется другой мужчина, она продолжает хранить верность супругу и надеяться на встречу. Встреча происходит, но Сергей оказывается женат на другой. Сам фильм до нашего времени не сохранился, все что осталось - плакат работы художника-конструктивиста Николая Прусакова.
11 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкНиколай Прусаков делал афишу и к первому фильму Ивана Пырьева "Посторонняя женщина". Сценарий писали Николай Эрдман и Анатолий Мариенгоф, но позже он был несколько переработан режиссером. Сюжет этой пятичасовой комедии строился вокруг "проблемы" супружеской ревности, которой не было места в новой советской семье. Сама картина, как и многие ленты того времени, не сохранилась.
Плакат-реклама художника Н. Прусакова к кинофильму Посторонняя женщина
Николай Прусаков делал афишу и к первому фильму Ивана Пырьева "Посторонняя женщина". Сценарий писали Николай Эрдман и Анатолий Мариенгоф, но позже он был несколько переработан режиссером. Сюжет этой пятичасовой комедии строился вокруг "проблемы" супружеской ревности, которой не было места в новой советской семье. Сама картина, как и многие ленты того времени, не сохранилась.
12 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкВ следующая работа Ивана Пырьева - фильм "Государственный чиновник", где он направляет острие своей сатиры против бюрократизма.

На фото: плакат к кинофильму "Государственный чиновник" работы Е.Кордиша. Издано в Киеве.

Плакат-реклама художника Е. Кордиша к кинофильму Государственный чиновник
В следующая работа Ивана Пырьева - фильм "Государственный чиновник", где он направляет острие своей сатиры против бюрократизма.

На фото: плакат к кинофильму "Государственный чиновник" работы Е.Кордиша. Издано в Киеве.

13 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкУже упомянутые выше художники Владимир и Георгий Стенберги делали и эту афишу к научно-фантастическому фильму Николая Охлопкова "Проданный аппетит". Фильм снят по мотивам одноименного памфлета Поля Лафарга об обжоре-миллионере, который, благодаря научным достижениям, позволившим разделить процессы пищеварения, смог продолжить объедаться, а мучился от переедания нанятый безработный. Как кинорежиссер Охлопков снял всего три фильма, все они были утрачены при пожаре на киностудии во время Великой Отечественной войны.
Плакат-реклама к кинофильму Проданный аппетит
Уже упомянутые выше художники Владимир и Георгий Стенберги делали и эту афишу к научно-фантастическому фильму Николая Охлопкова "Проданный аппетит". Фильм снят по мотивам одноименного памфлета Поля Лафарга об обжоре-миллионере, который, благодаря научным достижениям, позволившим разделить процессы пищеварения, смог продолжить объедаться, а мучился от переедания нанятый безработный. Как кинорежиссер Охлопков снял всего три фильма, все они были утрачены при пожаре на киностудии во время Великой Отечественной войны.
14 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкРежиссера Котэ Марджанишвили считают основоположником грузинского театра, для которого он действительно сделал очень много. Фильм "Трубка коммунара" (1929) по новелле Ильи Эренбурга стал последней работой режиссера в кино - в 1928 году он сосредоточился на театральной деятельности: организовал новый театр в Кутаиси (в 1930-м был перенесен в Тбилиси).

На фото афиша к кинофильму "Трубка коммунара", работы Николая Прусакова. Издание "Госкинопром Грузия". 1929 год.

Плакат-реклама художника Н. Прусакова к кинофильму Трубка коммунара
Режиссера Котэ Марджанишвили считают основоположником грузинского театра, для которого он действительно сделал очень много. Фильм "Трубка коммунара" (1929) по новелле Ильи Эренбурга стал последней работой режиссера в кино - в 1928 году он сосредоточился на театральной деятельности: организовал новый театр в Кутаиси (в 1930-м был перенесен в Тбилиси).

На фото афиша к кинофильму "Трубка коммунара", работы Николая Прусакова. Издание "Госкинопром Грузия". 1929 год.

15 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкОдна из первых работ кинорежиссера Бориса Барнета - комедия "Девушка с коробкой" - была поставлена с целью пропаганды государственных выигрышных займов. Не менее оригинален, чем идея фильма, рекламный плакат, сделанный художником Борисом Семеновым (на фото).
Плакат-реклама к кинофильму Девушка с коробкой
Одна из первых работ кинорежиссера Бориса Барнета - комедия "Девушка с коробкой" - была поставлена с целью пропаганды государственных выигрышных займов. Не менее оригинален, чем идея фильма, рекламный плакат, сделанный художником Борисом Семеновым (на фото).
16 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкПервый его фильм Михаила Ромма "Пышка" по одноименной новелле Ги де Мопассана, ставший дебютным не только для него, но и для Фаины Раневской, был немым из-за ограниченного бюджета. Но это ничуть не помешало его успеху. Картина была удостоена приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году.

На фото: плакат к фильму работы художника Николая Смоляка. Издание "Гизлегпром".

Плакат-реклама к кинофильму Пышка
Первый его фильм Михаила Ромма "Пышка" по одноименной новелле Ги де Мопассана, ставший дебютным не только для него, но и для Фаины Раневской, был немым из-за ограниченного бюджета. Но это ничуть не помешало его успеху. Картина была удостоена приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году.

На фото: плакат к фильму работы художника Николая Смоляка. Издание "Гизлегпром".

17 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкКинематограф в 1920 годах играл важную роль и в санитарном просвещении. Боролось государство, в том числе и с болезнями, о которых не принято говорить вслух, языком кино. На фото рекламный плакат фильма "Гоноррея, триппер" работы неизвестного художника, отпечатанный в Ташкенте в 1929 году.
Плакат-реклама к кинофильму Гоноррея, триппер
Кинематограф в 1920 годах играл важную роль и в санитарном просвещении. Боролось государство, в том числе и с болезнями, о которых не принято говорить вслух, языком кино. На фото рекламный плакат фильма "Гоноррея, триппер" работы неизвестного художника, отпечатанный в Ташкенте в 1929 году.
18 из 19
© РИА Новости / Павел Балабанов | Перейти в медиабанкАгитационный фильм "Старое и новое" Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова (другое название ленты "Генеральная линия") был снят в знак победы коллективизации в СССР, оператором ленты выступил Эдуард Тиссэ. Лента снималась в Пензенской области при участии обычных крестьян, а не профессиональных актеров. На афише, которую делал художник-график Иосиф Герасимович, главная героиня фильма - крестьянка Марфа Лапкина.
Плакат-реклама к кинофильму Старое и новое
Агитационный фильм "Старое и новое" Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова (другое название ленты "Генеральная линия") был снят в знак победы коллективизации в СССР, оператором ленты выступил Эдуард Тиссэ. Лента снималась в Пензенской области при участии обычных крестьян, а не профессиональных актеров. На афише, которую делал художник-график Иосиф Герасимович, главная героиня фильма - крестьянка Марфа Лапкина.
19 из 19
 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала