Наталья Попова, Наталия Григорьева
28 декабря отмечается Международный день кино. А что сами режиссеры думают о своей работе? Проект Weekend выбрал 10 фильмов о кино, съемках, актерской работе и прочих трудностях и радостях, с которыми сталкиваются люди с киноаппаратами.
Человек с киноаппаратом (1929)
Режиссер — Дзига Вертов
Снятый более 80 лет назад документальный фильм Дзиги Вертова с одной стороны не является "кино о кино" в привычном смысле, с другой же — и по сей день остается непревзойденной и единственной в своем роде одой кинематографу в чистом виде. Здесь нет ни звука, ни цвета, ни даже сюжета, лишь череда коротких фрагментов, объединенных одной темой. Вертов запечатлел быструю и зачастую хаотичную жизнь современного ему города — движение общественного транспорта, работа на стройках и в больницах, культурные развлечения. Все это сливается в единое полотно, существующее лишь благодаря камере и монтажу. Безусловно, подбор кадров не был случайным — все они так или иначе рифмуются один с другим и расположены в определенном, задуманном режиссером порядке. Таким образом выходит, что кино способно не только запечатлеть окружающую действительность, но изменить ее и выстроить на основе существующего материала совершенно новую историю. Дзига Вертов доказывает, что кинематограф по своим возможностям не просто отличается от театра и литературы, но и в чем-то превосходит прочие виды искусства — не это ли делает его важнейшим?
![Кадр из фильма Человек с киноаппаратом Кадр из фильма Человек с киноаппаратом](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98634/23/986342333_0:0:1200:975_768x0_80_0_0_c477b68177cd616c0fe94220220dce44.jpg)
8 с половиной (8 ½, 1963)
Режиссер — Федерико Феллини
Самый известный и самый эмоционально и визуально сильный фильм о кино и кинопроизводстве. Название его обозначает порядковый номер в фильмографии Феллини: к тому времени он снял 6 полнометражных лент, 2 короткометражки и один совместный фильм с Альберто Латтуада.
![Кадр из фильма Восемь с половиной Кадр из фильма Восемь с половиной](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98634/60/986346066_0:0:978:736_768x0_80_0_0_541c6f56cd28504ebcea527af2e736c8.jpg)
Феллини почти не показывает сам процесс съемок, лишь то, что ему предшествует. Фильм рассказывает о муках творчества Гвидо Анселми. Он ищет источник вдохновения, а жизнь тем временем идет своим чередом: он общается с коллегами, друзьями, женщинами, видит сны и размышляет о жизни, вспоминает детство.
Феллини говорил об этой картине: "Я хотел создать фильм, который должен был бы явиться портретом человеческого существа во многих измерениях, то есть постараться показать человека во всей его совокупности — показать всю вселенную, которую представляет собой человек".
Американская ночь (La nuit américaine, 1973)
Режиссер — Франсуа Трюффо
Картина, которая не только получила широкое признание критиков и публики, но и принесла Трюффо четыре номинации на премию "Оскар" и победу в одной из них — за лучший фильм на иностранном языке. Сам режиссер сыграл одну главных ролей — режиссера Феррана, так же в фильме снимались Жаклин Биссет, Валентина Кортезе и Жан-Пьер Лео.
![Кадр из фильма Американская ночь Кадр из фильма Американская ночь](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98637/00/986370093_0:0:650:485_768x0_80_0_0_bc4d4ceb660f35e909d3c1d166a6f3f6.jpg)
Действие картины разворачивается на съемочной площадке мелодрамы "Встречайте Памелу", а главные герои — актеры, среди которых немолодые мэтры Александр (Жан-Пьер Омон) и Северин (Валентина Кортезе), восходящая звезда и герой-любовник Альфонс (Жан-Пьер Лео) и американская актриса Джули (Жаклин Биссет), а также режиссер, в роли которого сам Трюффо. Помимо практических проблем, с которым сталкиваются персонажи во время работы над фильмом, за кадром одновременно разворачиваются несколько драматических историй, и даже умирает один из героев.
Франсуа Трюффо и 7 фильмов Французской новой волны >>
Картина не случайно названа в честь кинематографического приема, позволяющего снимать ночные сцены днем — так Трюффо демонстрирует превосходство искусства над реальностью. Только, когда звучит команда "Мотор!", герои обретают покой и счастье, и "лишь режиссер имеет право решать, когда умирать актерам".
Тень вампира (Shadow of the vampire, 2000)
Режиссер — Елиас Мериге
Элиас Мериге известен главным образом благодаря этому фильму, рассказывающему вымышленную историю о съемках одного из первых фильмов ужасов.
В 1921 году Фридрих Мурнау снял немую черно-белую картину "Носферату: Симфония ужаса". Как известно, Мурнау хотел экранизировать роман Брэма Стокера "Дракула", однако ему было отказано. В результате режиссеру пришлось изменить имена героев и некоторые детали. Судьба оригинальной ленты довольна сложна: после выхода в прокат вдова Стокера потребовала в судебном порядке уничтожить все копии фильма, компания, снявшая его обанкротилась, и в течение ХХ века копии ленты странствовали по миру в разной степени сохранности.
![Кадр из фильма Тень вампира Кадр из фильма Тень вампира](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98637/14/986371449_0:0:1024:679_768x0_80_0_0_1254c63ec766f417cb8f5f2ac6035f80.jpg)
Макс Шрек в этом фильме самый что ни на есть натуральный вампир, только прикидывающийся актером, который, руководствуясь системой Станиславского, настолько вжился в образ, что пугает всю съемочную группу, и в особенности чувствительного оператора. Съемки проходят в заброшенном замке, а Орлок-Шрек никогда не появляется перед коллегами без грима. Гения Мурнау сыграл неподражаемый Джон Малкович, а роль Макса Шрека досталась Уиллему Дефо, который в этом образе не столько страшен, сколько саркастичен: безумный взгляд, сложенные на груди руки с длинными когтями и периодическое "похрюкивание" заставляют героев фильма трепетать от ужаса, а зрителей по эту сторону экрана улыбаться.
По сюжету, в разгар съемок оператор внезапно "заболевает". Режиссер Мурнау в ярости устраивает вампиру скандал, попутно объясняя важность каждого из членов съемочной группы. В этой сцене обыгрываются типичные стереотипы об отношении режиссеров к участникам процесса. "Плохой вампир, нельзя кусать оператора, он самый главный в этой работе! Почему не гримершу?— Гримерша — красавица, ее — на десерт. А можно мне съесть сценариста?— Нет нельзя, мне он тоже не нравится, но он нужен для дела", — приблизительно так вкратце можно пересказать диалог героев.
![Кадр из фильма Тень вампира Кадр из фильма Тень вампира](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98637/20/986372048_0:0:1024:685_768x0_80_0_0_c3f5194a5f2a2cff49b6a7aa623783f6.jpg)
Кино — это искусство иллюзии, и самым забавным в фильме становится именно эта иллюзия: настоящий вампир, играющий роль актера, прикидывающегося вампиром. С одной стороны правдоподобность образа пугает окружающих его людей, с другой — они воспринимают его выходки как простую эксцентричность. Например, в сцене, когда Орлок выпивает вместе с продюсером и сценаристом, а потом "закусывает" крепкий шнапс свежей летучей мышью. "Хенрик, что за актер", — в восхищении комментирует эту сцену продюсер. "Даааа", — в таком же восхищении вторит ему сценарист.
Внутренняя империя (Inland Empire, 2006)
Режиссер — Дэвид Линч
Кто-то из критиков назвал "Внутреннюю империю" Линча "порождающим галлюцинации великолепием". Кино о съемках кино по старинной цыганской легенде, вдохновленное Польшей и снимающееся в Голливуде, роман на съемочной площадке, неожиданно всплывшее убийство в бэкграунде — вот, пожалуй, главные смысловые точки, удерживающие шаткое, но эффектное и страшное творение режиссера, каждую секунду готовое распасться на не связанные между собой сцены и жуткие видения. Так далеко в своих попытках испытать зрительское терпение создатель "Маллхолланд Драйв" еще не заходил, но с тем большим упорством фанаты пытаются отыскать в фильме те "знаки" и "ключи", что хоть немного приблизят их к разгадке. Впрочем, есть и другой способ в пику желающим поверить гармонию алгеброй: просто "плыть по течению" и погрузиться в гипнотический мир Линча безотчетно. В конце концов, "фильм — это фильм, в нем есть много абстракций и свой внутренний смысл, который не облечь в слова. Само кино — это прекрасный, совершенный язык, вполне годный для коммуникации. Каждый пусть найдет свой ответ".
![Кадр из фильма Внутренняя империя Кадр из фильма Внутренняя империя](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98638/25/986382580_0:0:834:460_768x0_80_0_0_1b1349d258f857fbdfe340e1c1ef22b7.jpg)
У каждого свое кино (Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s'éteint et que le film commence, 2007)
Режиссеры — Андрей Кончаловский, Итан и Джоэл Коэны, Чжан Имоу, Аки Каурисмяки, Ларс фон Триер, Гас Ван Сент, Дэвид Кроненберг и другие
Альманах из 34 новелл, снятый для юбилейного 60-го Каннского кинофестиваля. Каждая короткометражка длинной всего 3–4 минуты рассказывает о кино в современном мире. Ограничивающее условие было только одно — действие должно полностью или частично происходить в кинотеатре.
![Кадр из фильма У каждого свое кино Кадр из фильма У каждого свое кино](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98637/54/986375483_0:0:1200:724_768x0_80_0_0_e2d349efb22188a4a32fc6280c2eddc3.jpg)
Андрей Кончаловский рассказывает о билетерше, которая смотрит "8 ½" в пустом почти заброшенном кинотеатре. Герой новеллы братьев Дарденнов "Во мраке" пытается ограбить расчувствовавшуюся зрительницу в темноте кинотеатра. Аки Каурисмяки показал "перерыв на кино" суровых работников безымянного литейного цеха. Ларс фон Триер сам оказывается в кадре своей короткометражки и мучается там от назойливого соседа, мешающего ему смотреть кино — в итоге разбирается с ним своим "фонтриеровским" методом. Клод Лелуш делает кинотеатр местом встречи своих родителей и рассказывает историю собственной жизни и французского сопротивления времен Второй мировой. Роман Полански добавил немного эротизма: герой его ленты своими стонами мешает зрителям смотреть кино, но оказывается, что это не реакция на происходящее на экране, бедняга просто вывалился с балкона.
Дэвид Кроненберг в новелле "Самоубийство последнего еврея на Земле в последнем кинотеатре на Земле" рассказывает о закате "эры кинематографа": последний еврей на Земле собирается совершить самоубийство в последнем кинотеатре перед камерой, установленной для двух радиоведущих, комментирующих происходящее в прямом эфире. "Мы не моргнем и не будем отворачиваться, мы будем смотреть до самого конца!" — говорит голос в динамике, в то время как герой уже готов спустить курок. А завершает эпопею практически бессюжетная короткометражка Дэвида Линча "Абсурд" с участием ножниц, балерины и кинотеатра, как и требовало задание.
Перемотка (Be Kind Rewind, 2008)
Режиссер — Мишель Гондри
Французский режиссер Мишель Гондри — известный любитель создавать в своих фильмах несуществующую, фантастическую, параллельную реальность, выстраивая на экране целые миры, о съемках кино снял комедию — с Джеком Блэком, Дэнни Гловером и музыкантом Мос Дефом в главных ролях.
![Трейлер фильма Перемотка Трейлер фильма Перемотка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98637/79/986377950_0:0:1200:803_768x0_80_0_0_b17ccb4a795256a69185f1e2935fc97d.jpg)
Герой Блэка — мусорщик Джерри, одержимый идеей о том, что причина его постоянных головных болей в губительном воздействии на мозг местной электростанции. Попытка разрушить станцию приводит к тому, что Джерри получает удар электричеством, которое аккумулируется в его теле — заглянув к приятелю Майку, сотруднику богом забытого видеопроката, Джерри невольно размагничивает все кассеты. На полках остаются пустые пленки, и друзья, чтобы угодить клиенту — пусть даже это безумная старушка (играет ее сама Миа Фэрроу) — начинают самостоятельно переснимать все фильмы — от "Короля льва" до "Робокопа" и "Охотников за приведениями". Картина об истинных знатоках кино, тех, кто помнит каждую сцену и реплику и изобретательно подходит к съемочному процессу. Само собой, у Джерри и Майка из всего оборудования — одна камера, а в качестве декораций приятели используют все доступные локации и подручные предметы — от детского турника до мусорных мешков. С актерами тоже непросто — женские партии приходится играть мужчинам в париках. Один из них не выдерживает сцены поцелуя с героем Джека Блэка и удаляется, гневно бросив напоследок — "Любители! Ненавижу этот фильм!" Тем не менее Майк и Джерри все-таки становятся звездами, пусть и в масштабе одного единственного квартала, — их фильмы нравятся местным жителям чуть ли не больше, чем оригиналы. Снятые "ремейки" можно посмотреть на официальном YouTube-канале "Перемотки".
Артист (The Artist, 2011)
Режиссер — Мишель Хазанавичус
"Артист" — триумфатор "Оскара-2011" и "Золотого глобуса-2011", обладатель французского "Сезара", британской кинопремии BAFTA и одной из наград Каннского кинофестиваля (приз за лучшую мужскую роль, доставшийся Жану Дюжардену).
![Кадр из фильма Артист Кадр из фильма Артист](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98638/04/986380442_0:0:1189:762_768x0_80_0_0_d9581bb04158e6068ab456fd86601cae.jpg)
Эта относительно новая лента до сих пор на слуху, главным образом потому, что Хазанавичусу удалось сделать то, что уже давно кажется невозможным — удивить зрителя. И чем удивить? Не шокирующими сценами или спецэффектами, а их полным отсутствием. Хазанавичус возвращает зрителя в те времена, когда искусство кино было "волшебством", а истории о статистках, превращающихся в кинозвезд, рассказывали вместо сказки про Золушку.
![Кадр из фильма Артист Кадр из фильма Артист](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98637/96/986379690_0:0:1200:800_768x0_80_0_0_8b20ecf6cf8f5f0591042f6a2bef5944.jpg)
Черно-белый, почти полностью немой фильм рассказывает историю звезды немого кино Джорджа Валентайна, карьера которого рушится, когда в кинематограф приходит звук. Консерватор и гордец Джордж теряет все свои деньги и почти всех друзей, кроме верного пса. Но жизнь, как и это кино, черно-белая, и в конце героя непременно ждет хэппи-энд.
Хичкок (Hitchcock, 2012)
Режиссер — Саша Джерваси
"Хичкок" — байопик не совсем обычный. Зритель не увидит ни детства героя, беззаботного или же, напротив, непростого, ни периода становления личности со всеми сопутствующими пробами и ошибками, ни даже момента первого успеха. Альфред Хичкок появляется сразу 60-летним и в статусе одного из величайших режиссеров современности, автора "Страха сцены", "Незнакомцев в поезде", "Окна во двор", "Головокружения" и фильма "К северу через северо-запад". Пришло время взяться за новый проект: продюсеры напоминают о заключенном контракте, назойливый приятель подсовывает сценарий, а журналисты и вовсе поговаривают о том, что уходить на заслуженный отдых лучше на пике славы. А "Хич" тем временем зачитывается романом Роберта Блоха о деревенском маньяке с эдиповым комплексом и, вопреки отказу в финансировании и рискуя лишиться дома с бассейном, приступает к съемкам "Психо". Об этих съемках и рассказывает фильм Джерваси.
![Энтони Хопкинс и Хелен Миррен в фильме Хичкок Энтони Хопкинс и Хелен Миррен в фильме Хичкок](https://cdnn21.img.ria.ru/images/79105/74/791057487_0:0:1280:720_768x0_80_0_0_415439fe9f64007b0b96d84567b3ec60.jpg)
Одна за другой возникают сцены, снятые 50 лет назад и не знакомые разве что ленивому. Весьма занятно представлять себе, что происходило по ту сторону камеры: восседая в кресле со своим именем на спинке, Хичкок не объясняет актерам, что они должны чувствовать, а словами или действиями доводит их до нужного состояния — в основном до испуга. Сейчас уже невозможно вообразить, что главные роли в "Психо" могли достаться кому-то, кроме Энтони Перкинса и Джанет Ли, тогда как в фильме Джерваси им приходится проходить пробы, ждать вердикта и радоваться шансу поработать с самим Хичкоком. Упрямый и деспотичный на съемочной площадке, ревнивый в личной жизни, одержимый идеями и не страдающий лишней скромностью, режиссер Хичкок тем не менее переживает за каждый фильм как за первый и, словно дитя, радуется, когда зрители в зале истошно кричат во время сцены в душе — в конце концов, ради достижения такого эффекта пришлось самому взяться за нож.
Интерьер: Садо-мазо-гей бар ("Interior. Leather Bar.", 2013)
Режиссеры — Джеймс Франко, Трэвис Мэтьюз
Не остался в стороне и вездесущий Джеймс Франко, высказавшийся на тему "кино о кино" фильмом "Interior. Leather Bar." Франко, на пару с режиссером Трэвисом Мэтьюзом, взялся за воссоздание вырезанной цензурой да так и утерянной 40-минутной сцены в гей-баре из фильма Уильяма Фридкина "Разыскивающий" (Cruising, 1980), в котором Аль Пачино исполнил роль полицейского, расследующего кровавые убийства гомосексуалистов в Нью-Йорке.
![Кадр из фильма Интерьер: Садо-мазо-гей бар Кадр из фильма Интерьер: Садо-мазо-гей бар](https://cdnn21.img.ria.ru/images/98638/14/986381489_0:0:814:460_768x0_80_0_0_37cbbffb5feafde007a36242753058fd.jpg)
Но и это еще не все: Франко идет дальше прочих кинематографистов и создает мета-фильм в квадрате, снимая одновременно утерянную эпизод "Разыскивающего" и документальную ленту о самом себе, снимающем эту сцену. Помимо непосредственно беготни с камерой, режиссер-Франко проводит философско-разъяснительные беседы со своим приятелем, исполнителем главной роли актером Вэлом Лореном. Последний не очень понимает цели, которую ставит перед собой Франко, и явно смущается от присутствия на площадке большого количества обтянутых в кожу представителей секс-меньшинств. "Мне же нужно сыграть персонажа, а не Аль Пачино, играющего персонажа?", — уточняет задачу Вэл. "Да, но все-таки немного и Аль Пачино", — отвечает Франко. Кажется, что все занятые в этом проекте люди согласились на участие исключительно из любви к Джеймсу Франко, которому раз надо — значит надо. А зачем, он и сам объясняет в одном из лирических отступлений: фильм преследует не только сугубо синефильские цели, но и весьма просветительские, являясь исследованием свободы, кинематографической и человеческой. Превращает ли эта задумка порнографический материал в предмет высокого искусства или же это заслуга присутствующей в кадре кинозвезды — вопрос на засыпку, но "Садо-мазо-гей бар", несмотря на наличие откровенных сцен, оказывается одним из самых трогательных и искренних признаний режиссера в любви к кинематографу.