Несмотря на то, что до новогодних каникул остались считанные дни, летчики пилотажных групп "Стрижи" и "Русские витязи" продолжают тренировки в небе над Кубинкой практически каждый день. О том, как авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи" получила свое имя, зачем воздушные асы будут учиться летать на самолетах Як-130, и, наконец, как пилоты будут встречать Новый год, в преддверии праздника корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной рассказал ведущий летчик группы Сергей Осяйкин.
— Сергей Иванович, какие планы выступлений есть на следующий год у "Стрижей"?
— Утвержденного на 2014 год плана показов пока нет, но в будущем году мы, прежде всего, планируем принять участие в воздушном параде над Красной площадью — это наша священная обязанность. Принимать участие в параде очень почетно, и мы серьезно к этому готовимся. Над главной площадью страны мы пролетим смешанной группой из девяти самолетов: пять Су-27 ("Русские витязи") и четыре МиГ-29 ("Стрижи").
Затем, 22-25 мая, планируется наше участие в международном салоне "Кадекс-2014" в Казахстане, а осенью полетим в Геленджик на "Гидроавиасалон-2014". Там планируем выступить вместе с "Русскими витязями" — как отдельными группами, так и смешанной группой составом из 9 самолетов.
Было приглашение в Швейцарию для участия в юбилее Военно-воздушных сил этой страны, но пока решение по этому визиту не принято. Подготовка любого зарубежного визита — работа достаточно кропотливая, и начинается она за три-четыре месяца.
— Перевозка военных истребителей для выступлений за рубежом требует особого регламента?
— Мы добираемся во все страны, где выполняются демонстрационные полеты, своим ходом. Часто такой перелет состоит из нескольких этапов. Так, при полете на международную выставку в город Чжухай, это на юге Китая, группе пришлось делать шесть промежуточных посадок. Три в России (Екатеринбург, Новосибирск и аэродром Белая недалеко от города Усолие-Сибирское), далее одну в Улан-Баторе, затем две промежуточные в Китае — в городах Хохот и Ухань. И только затем группа долетела до места назначения в Чжухае, где и проходила выставка.
Правда, у "Стрижей" был опыт перелета, когда МиГи группы перевозили в разобранном состоянии самолетами военно-транспортной авиации. Для этого были задействованы два Ан-124 "Руслан". Было это в 1993 году. Группу пригласили для участия в международной выставке в Малайзии, проходившей на острове Лангкави. Четыре самолета группы были собраны нашими инженерами и техниками за двое суток. Затем летчики их облетали и только после этого выполняли демонстрационные полеты.
При выполнении перелета над территорией других государств полет выполняется по международным воздушным линиям — тем же, по которым летают гражданские воздушные суда. Установленным порядком подается летный план, и группа выполняет полет по заявленному маршруту. Естественно, для пересечения госграницы требуется дип-разрешение.
— Как складывалась группа "Стрижи"? Почему она получила такое название?
— Пилотажной подготовкой в Кубинке занимались очень давно — задолго до образования известных ныне "Стрижей" и "Русских витязей". Просто в советское время у авиагрупп не было названий, да и цели такой не стояло — широко рассказывать о достижениях и особых умениях отечественных авиаторов. После разрушения железного занавеса началось более активное общение с представителями других государств, авиационными специалистами, и возникла необходимость создания авиационных групп для демонстрации нашей авиатехники и мастерства пилотов.
Днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда "Стрижи" выполнили свой первый показ, уже под своим именем, на самолетах в своей оригинальной раскраске. Кстати, первый вариант раскраски и название группы придумали сами пилоты. Сейчас уже и не вспомнить, кто из летчиков его предложил. Это произошло, как часто водится, абсолютно случайно.
Предложенное тогда название утвердил командующий ВВС Московского военного округа генерал-полковник Николай Тимофеевич Антошкин. Он был в числе инициаторов создания группы и внес в общее дело значительный вклад. Наше название, мне кажется, очень удачно подчеркивает суть высшего пилотажа. Стриж — очень быстрая и ловкая птица, за которой приятно наблюдать. И МиГ-29 — это высокоманевренный самолет, настоящий труженик неба.
— "Стрижи" выступают то четверкой, то пятеркой. Сколько всего самолетов в группе?
— Оптимальное количество самолетов в группе, позволяющее показывать различные перестроения и пилотажные строи, — это шесть самолетов. В прошлом году в группе произошла смена поколений: "Стрижей" покинули три пилота, им на смену было подготовлено двое, поэтому сейчас группа выполняет полеты только в составе пяти самолетов. Подготовка летчиков в группу ведется постоянно, и я надеюсь, что в следующем году мы уже увидим "Стрижей" в полном составе.
Когда мы закончим подготовку двух пилотов, то еще двоих возьмем, чтобы процесс обучения был непрерывным, чтобы была преемственность.
— В российской прессе уже неоднократно проходили публикации о том, что летчиков группы "Стрижи" с истребителей МиГ-29 хотят "пересадить" на учебно-боевые самолеты Як-130. Насколько мне известно, все пилоты авиагруппы уже прошли в Борисоглебске теоретическую подготовку по Якам и с нового года начнут полеты на этих самолетах. Для чего это делается?
— В настоящий момент замена МиГ-29 в составе авиационной группы "Стрижи" на какие-либо другие машины не рассматривается. Цель нашего пребывания в Борисоглебской авиационной базе заключается в том, чтобы поделиться опытом групповых полетов с летчиками-инструкторами базы. Действительно, мы прошли теоретическую подготовку на Як-130 и со следующего года приступим к их практическому освоению — для того, чтобы потом научить других пилотов групповому пилотажу на этих новых учебно-боевых самолетах.
— Сколько нужно готовиться, чтобы попасть в авиагруппу?
— В Центр показов в Кубинку летчики приходили и приходят из строевых частей ВВС. Представители Центра ездили по разным авиационным полкам, знакомились с летчиками, оценивали уровень их летной подготовки, учитывали желание выполнять высший пилотаж и отбирали лучших. Затем кандидат приезжал в Кубинку, здесь он сдавал экзамены по основным теоретическим дисциплинам и практический экзамен на спарке (двухместном учебно-боевом самолете — ред.) в воздухе.
И если летчик все сдавал успешно, то его переводи служить в Кубинку. Изначально брали пилотов в возрасте до 30 лет, затем этот возрастной ценз был увеличен. Сейчас средний возраст летчиков в группе — 34-35 лет. Подготовка летчика в группу занимает полтора-два года.
Не все, с кем мы начинали работать, потом оставались в группе. На то были совершенно разные причины. Или состояние здоровья начинало подводить, или человек начинал летать и понимал, что это не его. Еще могло быть, что по каким-то параметрам летчик нас не устраивал — по технике пилотирования или по человеческим, личным качествам.
— Очень важны. Группа — это очень сплоченный коллектив, где должно быть полное взаимопонимание. Здесь все на виду… И быть единомышленниками в такой ситуации — единственный возможный вариант. Конечно, каждый со своим характером и это обязательно надо учитывать. У летчика должно быть, прежде всего, огромное желание летать.
— Как взаимодействуете с РСК "МИГ"?
— В 2000 году было модернизировано шесть самолетов МиГ-29 из состава группы, их оснастили специальным авиационным оборудованием для полетов по международным линиям и для захода на посадку в международных аэропортах. Поставили дополнительную радиостанцию, которая позволяет в полете менять частоту с "военной" на "гражданскую". Специалисты корпорации нам очень в этом помогли.
К сожалению, некоторые из этих переоборудованных самолетов уже находятся в ремонте. Конечно, вопросы модернизации мы рассматриваем, и если такое решение будет принято, то для группы это будет большим благом. Ремонт самолетов и регламентные работы проводятся согласно плану как в пределах части, так и на авиаремонтных заводах. Капитальный ремонт самолета длится семь месяцев. За это время проверяется все — двигатель, планер, авиационное и радиоэлектронное оборудование.
— Наверное, мастерство пилотов с годами растет? Можете сравнить тех "Стрижей", которые летали в 90-е годы, и современных?
— "Стрижи" всегда достаточно много летали, даже в те времена, когда полетов было мало. Старались поддерживать должный уровень натренированности, даже когда в 1990-е годы керосина не хватало в частях. Группа выполняла показательные полеты и была востребованной.
— Кто летает в группе вместе с вами?
— В настоящий момент в группе "Стрижи" летают левый внутренний ведомый — Дмитрий Зубков, левый внешний ведомый — Дмитрий Селиванов, правый внутренний ведомый — Дмитрий Рыжеволов, правый внешний ведомый — Денис Кузнецов.
— За каждым летчиком закреплен определенный самолет?
— Мы стараемся летать на одних и тех же самолетах. Каждая машина имеет свои особенности. Если ты на ней постоянно летаешь, ты знаешь о ней все, учитываешь все детали в полете. Но это не является догмой. У строевых летчиков закрепления за определенным истребителем нет.
— Как будете встречать Новый год? Неужели полеты будут даже 31 декабря?
— Я надеюсь, что мы с конца декабря и до середины января будем в отпуске. Мы обычно одновременно и летаем, и отдыхаем, чтобы группу не разделять. Отпуск, конечно, все будут проводить по-разному, но я очень хочу съездить на Урал, навестить родителей и покататься на горных лыжах.
— Позволят ли себе асы пилотажа бокал шампанского в новогоднюю ночь?
— Обязательно позволят! Мы нормальные люди, естественно, у нас есть семьи и друзья, с которыми мы стараемся проводить все свободное время. Поэтому будем традиционно встречать наш замечательный праздник, как все его встречают. Мы семьями дружим, и если есть возможность, выезжаем на природу. Дети у всех маленькие, они очень любят отдых на свежем воздухе.
— Но это праздники, а в рабочие будни употреблять алкоголь летчикам, наверное, вообще запрещено?
— Накануне полетов это категорически запрещено, за сутки — ни грамма. А если учитывать, что мы летаем почти каждый день, то, сами понимаете, на праздники времени почти не остается. Все люди взрослые и ответственные, здесь даже контроль не нужен.
— А курение?
— Я не курю и никогда не курил. К сожалению, в группе есть курильщики. Мы с этим, честно говоря, боремся. В предыдущем составе группы из шести человек курили только двое. Я надеюсь, что наступит тот замечательный момент, когда никто из летного состава "Стрижей" курить не будет. Очень надеюсь!
Каждый год мы, как и все военнослужащие, сдаем нормативы по физической подготовке. И тут становится сразу понятно, кто чем дышит. В Центре показов есть спортзал, тренажерный зал. Пусть и не самый современный, но при желании всегда можно позаниматься. Игровые виды спорта практикуем, но, к сожалению, получается не так часто, как хотелось бы. Играем в футбол, волейбол. В прошлом году в хоккей играли.
— Наверное, супругам летчиков приходится нелегко, волнуются за вас?
— Жены спокойно относятся к нашей профессии. Хотя, может быть, просто вида не подают, чтобы нас не расстраивать. Наши семьи все понимают и накануне полетов дают отдохнуть. У нас очень загруженные графики: четыре смены полетов, шестидневная рабочая неделя. Усталость накапливается, и, конечно, без взаимопонимания в семье, без поддержки близких было бы очень тяжело. Спасибо им огромное.
— Сколько лет вы летаете?
— Мы все заканчивали летные училища. Я закончил Качинское высшее военное училище летчиков в 1994 году. Затем мы все успели послужить в воинских частях ВВС и только потом все по-разному пришли в Центр показа авиатехники. Я попал в Кубинку в 1998 году в составе группы из 22 человек, молодых летчиков из разных полков. Это был тяжелый период сокращения воинских частей, и чтобы сохранить летчиков, было принято решение о создании такой команды в Кубинке. Мы летали большим составом, а по прошествии двух-трех лет кто-то остался здесь, а кто-то был переведен служить в другие авиационные части. В основном составе группы "Стрижи" я летаю с 2005 года.