МОСКВА, 25 дек — Прайм. Уходящий год для железнодорожной отрасли стал годом знаменательного решения по инвестированию средств Фонда национального благосостояния в инфраструктуру, подписания документов по созданию Объединенной транспортно-логистической компании Таможенного союза, поиска решений для борьбы с профицитом на рынке грузовых вагонов при поддержании спроса на покупку новых.
Однако в текущем году на сети РЖД так и не появились частные перевозчики, а вступление в силу долгосрочных тарифов для монополии, методика применения которых уже была готова, отодвигается на год из-за решения властей о заморозке грузовых тарифов на 2014 год.
ФНБ в инфраструктуру
Историческим решением о выделении средств ФНБ завершилась многолетняя дискуссия о господдержке развития БАМа и Транссиба, состояние инфраструктуры которых не отвечает потребностям перевозок из-за смещения грузопотоков на Восток. Объем необходимых инвестиций в развитие полигона оценивался в 562 миллиарда рублей, из которых на долю РЖД приходилось 302 миллиарда рублей, еще 260 миллиардов монополия планировала получить от государства.
Об инвестировании средств ФНБ, в том числе на проекты Восточного полигона, летом на ПМЭФ заявил президент РФ Владимир Путин. При этом в преддверии форума от имени пресс-службы правительства в СМИ был разослан фальшивый пресс-релиз об отставке Владимира Якунина с поста президента РЖД. Глава монополии тогда заявил, что информационная атака связана с выделением компании существенных финансовых ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов.
Точка в вопросе инвестирования госсредств в БАМ и Транссиб была поставлена на совещании у Путина месяц спустя: 150 миллиардов рублей — средства ФНБ и 110 миллиардов рублей — прямые бюджетные инвестиции.
Еще одним проектом, на который РЖД ожидали получить 150 миллиардов рублей из ФНБ, должна была стать первая в РФ высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань. Однако вопрос был отложен до дополнительной проработки финансово-экономического обоснования. Вернуться к нему решено в начале следующего года. Освободившиеся пока 150 миллиардов рублей предлагалось направить на другие инфраструктурные проекты, однако министр транспорта РФ Максим Соколов в конце года говорил, что проект ВСМ по-прежнему остается приоритетным.
Единая компания ТС
РЖД еще в 2012 году заявили о планах создания совместно с другими странами Таможенного союза — Казахстаном и Белоруссией — Объединенной транспортно-логистической компании, общий грузооборот которой к 2020 году превысит 4 миллиона TEU, а дополнительный доход от использования инфраструктуры составит около 1,6 миллиарда долларов. Монополия предложила передать в ОТЛК принадлежащие ей 50% акций "Трансконтейнера". При этом ряд ведомств и потенциальные инвесторы говорили об идее приватизации этого пакета.
Однако в июне было подписано соглашение о создание ОТЛК. РЖД вносят в объединенную компанию акции "Трансконтейнера, Казахстанские железные дороги — акции ряда "дочек", в том числе АО "Казтранссервис" и АО "Кедентранссервис", Белорусские железные дороги — терминалы в Бресте и активы "Белинтертранса".
Железные дороги-партнеры по ОТЛК уже создали проектный офис. Совет директоров РЖД одобрил участие в проекте, но окончательное решение по этому вопросу и способу оплаты доли РЖД ожидается после одобрения правительства РФ. Сама ОТЛК, как планируется, будет зарегистрирована и заработает в следующем году.
Борьба с профицитом
Сложная ситуация на рынке грузоперевозок вынудила российских операторов в 2013 году скорректировать планы по закупке вагонов. На сети РЖД наблюдается профицит грузового подвижного состава — оптимальный объем парка составляет около 900 тысяч вагонов при нынешних 1,18 миллиона, говорил Якунин.
Производители железнодорожной техники со своей стороны для поддержания спроса заговорили о программе утилизации, которая стимулировала бы закупки инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось и увеличенным межремонтным пробегом. Разработкой проекта документа занялся Минпромторг.
Идея заключалась в том, что оператор сдает старый вагон на металлолом, получает свидетельство о его утилизации и, придя в лизинговую компанию, может рассчитывать на авансовый платеж в размере 300 тысяч рублей, пояснял журналистам суть предложений глава Минпромторга Денис Мантуров.
Однако в конце года министерство представило новый вариант проекта постановления о предоставлении лизинговым компаниям субсидий на приобретение инновационных вагонов. Из него был исключен пункт о сдаче старого вагона на утилизацию.
Частные локомотивы
Частные компании не первый год ожидают либерализации рынка локомотивной тяги. Глава РЖД не раз указывал на то, что она нецелесообразна при существующих инфраструктурных ограничениях. Однако в качестве эксперимента Якунин поддержал пилотный проект по выходу на отдельные полигоны одного-двух частных перевозчиков по принципу конкуренции "за маршрут". При этом он просил уделить внимание определению маршрутов, чтобы перевозчикам не были отданы только высокодоходные направления.
Председатель президиума Совета частных операторов Сергей Мальцев парировал, что бизнес готов вкладывать в обновление локомотивного парка и заинтересован в прозрачности механизма возврата инвестиций, но при этом локальные перевозчики готовы работать на всех рентабельных для себя маршрутах, а не только с максимальной доходностью. Операторы также предложили РЖД ввести схему привлечения частных локомотивов на основе публичной оферты на аренду.
Все участники рынка сходятся в одном — локомотивный парк нуждается в обновлении. Тему инвестиций в этот сектор поднимал на одном из совещаний и Путин. Глава РЖД в свою очередь отмечал, что приветствует частные инвестиции в локомотивы, но сомневается в готовности частников работать на условиях публичного перевозчика.
Тарифы подождут
Долгосрочные тарифы на грузовые железнодорожные перевозки обсуждались еще в 2012 году. Перейти на пятилетние планирование предполагалось с 2014 года. Путин в июне на ПМЭФ заявил, что рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий со следующего года сроком на пять лет будет не выше инфляции предыдущего года.
Уже летом была утверждена методика формирования долгосрочных грузовых тарифов РЖД, которая должна была в 2014-2018 годах обеспечить финансовую сбалансированность инвестпрограммы РЖД при индексации тарифов не выше 6% в год.
Однако осенью власти РФ решили заморозить тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности на 2014 год, а в последующие два года повышать их на инфляцию предыдущего года. Таким образом, вступление в силу долгосрочных тарифов отодвинулось, а монополиям был утвержден план по сокращению издержек.
Долгосрочные тарифы, в частности, должны были повысить капитализацию и привлекательность РЖД как актива перед приватизацией, которая была намечена на следующий год. Менеджмент компании считает, что теперь частичная приватизация компании возможно не ранее 2018 года.