НОВОСИБИРСК, 24 дек — РИА Новости, Алексей Стрелец. Новосибирские студенты — будущие маркетологи встали на защиту Деда Мороза, образ которого вытесняется Санта-Клаусом, и разработали стратегии позиционирования отечественного волшебника. На презентации стратегий побывал корреспондент РИА Новости и выяснил, какими именно способами Деду Морозу предлагается одержать верх в конкурентной борьбе.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Интервенция Санта Клауса
Так начинается деловая игра, в ходе которой студентам предстоит решить дальнейшую судьбу Дедушки Мороза, притесняемого заморским Санта-Клаусом. Разработать стратегию позиционирования отечественного новогоднего волшебника второкурсникам поручили не преподаватели, а старшие товарищи — необычное задание придумал третьекурсник Сергей Лапин.
"Хотелось как-то в тематике Нового года поработать, чтоб ребята при этом и применили знания еще. И я решил реальную проблему перед ними поставить, предложить проработать варианты решения", — говорит Сергей.
Преподаватели идею восприняли с энтузиазмом и, вместо того чтобы заставлять своих подопечных штудировать учебники, дали им задание творческое.
"Есть такая иностранная, скажем так, интервенция в массовой культуре. Национальные символы, в том числе и Дед Мороз, куда-то уходят, а культуру надо сохранять. И они начали анализировать, вытащили его отличительные особенности, начиная от спутницы-Снегурочки и заканчивая валенками", — объясняет старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами СГГА Марина Ионова.
Бизнес-кейс
После этого начинается собственно поздравление детей. Праздники Дед Мороз проводит с середины декабря до конца января, после чего его новогодняя вахта заканчивается. Схема работала без сбоев много лет, но в последние годы писем и приглашений на праздники стало приходить все меньше. Зато, говорится в бизнес-кейсе, дети стали все активнее обмениваться открытками в интернете с Санта-Клаусом.
"Дед Мороз не имел никакой личной обиды к своему западному коллеге, но чувствовал нарастающую конкуренцию с его стороны, и это пугало его, так как он не знал, что делать в этой ситуации", — сказано в исходном задании.
Студенты должны предложить способы совершенствования процесса обработки писем, а также сформировать стратегии позиционирования Деда Мороза.
Полиция в помощь Дедушке
Вердикт большинства юных экономистов однозначен: Дед Мороз несовременен и не успевает за своей "клиентурой". Тем не менее, конкурентные преимущества у него имеются, и их нужно использовать.
"Добрый, душевный Дед Мороз противопоставляется прагматичному Санта-Клаусу. Он, в отличие от Санта-Клауса, дарит подарки лично, и этот фактор нужно использовать при позиционировании его как доброго всеми любимого волшебника", — краснея и смущаясь, озвучивает результаты командной работы, одна из студенток.
Преподаватели одобрительно кивают.
Кроме того, по заверениям студентов, Дедушку Мороза нужно сделать современнее — завести ему аккаунты в социальных сетях и блог.
Улучшить работу канцелярии новогоднего волшебника тоже нужно. В частности, Деду Морозу нужно расширить штат своего предприятия, наняв, по версии разных команд, эльфов или "лесных жителей" для упаковки подарков. Таким образом решится и проблема безработицы. Чтобы быстрее перемещаться, дедушке нужно приобрести снегоход или модернизировать сани, увеличив их проходимость и грузоподъемность.
Работу с письмами детишек студенты тоже предлагают оптимизировать. "Нужно наладить взаимодействие с полицией, чтобы ускорить проверку на то, вели ли себя дети хорошо", — предлагает один из участников.
Одна стратегия
С заданием, констатируют преподаватели, все команды справились, несмотря на то, что многие увлеклись деталями.
"Грузоподъемность саней, работники для упаковки подарков — от них все-таки немного не это требовалось. Но разработали стратегию все же достаточно хорошо, — констатирует по итогам презентации доцент кафедры управления бизнес-процессами СГГА Виктория Кожемякина. — Главное удалось уловить наличие национальных ценностей и символов, и стремление позиционировать именно их".
Победителей, как и проигравших, в деловой игре не оказалось. Преподаватели отметили, что не стремятся настроить команды друг против друга, поэтому выбирать лучших и худших не стали. Вместо этого сотрудникам кафедры предстоит сделать из шести разработанных стратегий одну, в которую войдут лучшие предложения.
Эту стратегию в назидание последующим поколениям маркетологи повесят на специальном стенде. Практику нестандартных заданий на кафедре планируют продолжить. Следующая головоломка студентов, возможно, ожидает к 9 мая.