С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 дек — РИА Новости, Илья Григорьев. Премьера балета "Щелкунчик", которую традиционно в дни зимних каникул представляет Академия Русского балета имени Вагановой, состоялась на сцене Мариинского театра в субботу. Корреспондент РИА Новости побывал на спектакле, где увидел классическую хореографию Василия Вайнонена, а также посмотрел на будущих звезд русского балета, за воспитание которых с недавних пор отвечает Николай Цискаридзе.
Через "Щелкунчик" прошли Нуреев и Вишнева
Новогодний смотр подрастающего поколения танцоров, воспитывающихся в Академии русского балета имени Вагановой, давно стал традицией для зимнего репертуара классической сцены Мариинского театра. Каждый год самые перспективные воспитанники учебного заведения танцуют "Щелкунчика", и каждый год постановка становится премьерой, поскольку состав труппы дебютантов меняется от раза к разу. Подобное "крещение Чайковским" в свое время прошли такие будущие гранды русского балета, как Рудольф Нуреев, Диана Вишнева и Светлана Захарова.
В этом году в академии подготовили целых пять составов на главные роли Маши и Принца, а всего на новогодних каникулах балет станцуют целых девять раз, включая премьерный показ. Столь большое количество составов в этих постановках и.о. ректора Академии русского балета Николай Цискаридзе объясняет тем, что талантливых ребят оказалось много и захотелось каждому дать свой шанс.
"За два месяца, которые мы готовили постановку, ребята очень выросли. Стимул — танцевать на главной сцене Мариинского театра — очень сподвигает детские организмы к огромным нагрузкам и совершенствованию", — рассказал корреспонденту РИА Новости Николай Цискаридзе перед премьерой.
Лучшая постановка для детей
Цискаридзе признается, что сам всю жизнь танцевал "Щелкунчика" в хореографии Юрия Григоровича, но версию Вайнонена, которая с тридцатых годов прижилась в Мариинском театре, считает лучшей постановкой для детей.
"Здесь, в Петербурге, премьеру этого балета Вайнонена танцевала одна из моих педагогов — Галина Уланова, а в Москве спектакль ставили с участием другого моего педагога — Марины Семеновой", — не без намека на преемственность подчеркнул Цискаридзе.
Со "Щелкунчиком" Вайнонена он, кстати, дебютировал в московском детском музыкальном театре имени Наталии Сац в качестве постановщика. Тогда ему пришлось, по его же словам, "возобновлять" спектакль. Но в Мариинском, "где "Щелкунчика" исполняли тысячи раз", ничего восстанавливать не нужно, остается лишь бережно сохранять.
Это судьба
"На "Щелкунчике" лежит огромная ответственность. И не только потому, что это новогодняя сказка, но и потому, что в биографии каждого человека бывает первая встреча с балетом, которым часто бывает балет Чайковского. От этой встречи зависит ваше дальнейшее отношение к этому искусству. Если это не будет волшебством и ребенок не восхитится, то есть вероятность, что он больше никогда не придет на балет, считая, будто это неинтересно", — рассказал Цискаридзе.
По его словам, спектакль "Щелкунчик" очень дорог его сердцу, поскольку большую часть жизни ему доводилось танцевать его партию на свой день рождения — 31 декабря.
"Это была моя самая первая роль в Большом театре. И первое, с чем я столкнулся в академии, — это "Щелкунчик". Это судьба", — уверен Цискаридзе.