Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Некрасивых пещер не бывает, или Подземная фотосъемка для "чайников"

© РИА Новости / Нина БелаяФотосъемка в пещере, фото с места события
Фотосъемка в пещере, фото с места события
Читать ria.ru в
Мастер-класс по подземной фотографии прошел в выходные в Самаре. Московский спелеолог (прим. ред. – спелеология - наука о пещерах) и путешественник Кирилл Багрий рассказал самарским любителям подземных пространств, почему терпеливый фотограф на вес золота и для кого доступно занятие спелео-фотосъемкой.

САМАРА, 16 дек – РИА Новости, Нина Белая. Мастер-класс по подземной фотографии прошел в выходные в Самаре. Московский спелеолог (прим. ред. – спелеология — наука о пещерах) и путешественник Кирилл Багрий рассказал самарским любителям подземных пространств, почему терпеливый фотограф на вес золота и для кого доступно занятие спелео-фотосъемкой.

Мастер-класс организовали участники самарского спелеоклуба при Госуниверситете. Он проходил в условиях, приближенных к «боевым», в Сокских штольнях (прим. ред. – искусственные подземные пространства под Самарой, в которых с начала 20 века закрытым способом велась выработка химически чистого известняка). В практических занятиях с московским спелео-фотографом приняли участие порядка 20 самарцев.

"Некрасивых пещер не бывает. Бывает фотограф, который не видит хорошего кадра", — говорит Кирилл Багрий.

Подземная фотосъемка – доступно и просто

География подземных фотосъемок, в которых Кирилл принимал участие, включает пещеры России, Украины, Кавказа и Китая. По словам Багрия, способы и секреты у спелео-фотографов во всем мире одни и те же.

"В Китае я еще только начинал снимать. Там я познакомился с довольно известным фотографом, который тоже снимает пещеры, Робби Шоном (прим. ред. – Robbie Shone, британский спелео-фотограф). Я ходил вместе с ним, посматривал, как он работает. Техника та же, никаких различий.

Преподаватель кафедры Геологии и геофизики СамГТУ Михаил Бортников, архивное фотоПреподаватель кафедры Геологии и геофизики СамГТУ Михаил Бортников, архивное фотоОбразцы полезных ископаемых в СамГТУ, архивное фотоГоры в Самарской области, архивное фотоГоры в Самарской области, архивное фотоГоры в Самарской области, архивное фото
Горы растут вниз: как менялась Самарская область за 1,5 миллиарда летВ Международный день гор старший преподаватель кафедры Геологии и геофизики СамГТУ (Самарский государственный технический университет) Михаил Бортников рассказал РИА Новости, как и почему в Самарской области среди равнин появлялись полукилометровые горные вершины, а каньоны с ревущими потоками воды превращались в тихую и широкую Волгу.
Только в китайских пещерах объемы больше. Колодцы, например, по 300-400 метров глубиной. Это потрясающие, огромные пещеры. Геология там немного другая", — рассказывает фотограф.

Кирилл считает, что спелео-фотография доступна всем. Кроме желания снимать загадочные поземные пространства в условиях абсолютного отсутствия естественного света, человеку в этом деле больше ничего не требуется.

"Увлечение подземной фотографией вполне доступно. Дорогая техника хороша, в частности, тем, что у тебя выходной размер кадра больше. Снимать немного удобнее, так как больше специфических функций. В остальном – первое время можно обойтись без лишних трат", — говорит он.

Безопасность в пещере спелео-фотограф ставит высоко. По его мнению, обучение спелео-фотосъемке нужно начинать с элементарных правил поведения под землей. Каска, два основных и один запасной источник света, внимательность и аккуратность – об этом он говорит с новичками.

"Человеку, который до этого никогда в жизни в пещере не фотографировал, я в первую очередь могу сказать: "Надень каску и смотри по сторонам". Тебя-то потом сфотографировать успеют, а вот сам ты можешь уже и не успеть", — мрачно шутит Кирилл.

Про дым над водой и отраженный свет

© Фото : Кирилл БагрийФотосъемка в пещере, Украина, Крым, пещера Красная (Кизил-Коба)
Фотосъемка в пещере, Украина, Крым, пещера Красная (Кизил-Коба)

Специфика подземного пространства состоит еще и в высокой влажности воздуха, характерной для большинства пещер. Кроме того, в течение года температура в них практически не меняется. Для российских "глубин" она составляет около четырех градусов по Цельсию. По словам московского гостя, профессиональная техника достаточно защищена от этих воздействий.

"Если фотоаппарат не опускать в воду, то ничего страшного с ним не случится. У хорошей техники есть влагозащита. От сырого пещерного воздуха она защищает. Летом я вел съемки в обводненных пещерах. Ты идешь по пояс в воде, находишь более или менее сухую полочку, распаковываешься. Затем ставишь штатив, закрепляешь аппаратуру. Настраивать высоту штатива, бывало, приходилось под водой, на ощупь. После съемки фотоаппарат вытираешь, по возможности сушишь – все нормально дальше работает", — объясняет Багрий.

Самарские спасатели эвакуировали из пещеры перепуганную туристкуВсего из района пещеры пришлось эвакуировать четырех туристов.
Особые условия подземного мира диктуют правила съемки. "Если хочешь снять человека в пещере, надо помнить, что он у нас дышит, шевелится. В кадре может появиться облако пара от его дыхания. При большой выдержке подсвечивать фонариком лучше то, что вокруг человека. Обратный принцип с дымкой над водой в пещере. Ее "выбиваешь" вспышкой, которую опускаешь поближе к воде", — предостерегает новичков Багрий.

Темные подземные пространства требуют серьезной работы с освещением. Поначалу фотографы стремятся использовать как можно больше источников света и направляют его прямо на объект съемки. В результате получается пересвеченный, неинтересный плоский кадр.

"Прямой свет мы не используем. Лучше, если свет сбоку или отраженный. Тогда получаются красивые тени. Все настройки лучше делать вручную. На резкость в темноте техника наводится очень плохо. Отстраивать ее лучше так: сначала целишься фонариком на объект, затем настраиваешь технику", — советует Кирилл.

Под землей фотографы используют вспышки, которые синхронно срабатывают благодаря радиосигналам. Синхронизатор крепится там же, где обычно располагается фотовспышка. Также спелео-фотографу могут помогать ассистенты, которые по команде подсвечивают нужные участки пещеры.

"Вспышек может быть неограниченное количество.  Для нормальной съемки в пещере нужно как минимум две вспышки. Они классифицируются ведущим числом. Чем это число выше, тем вспышка, условно говоря, лучше. Если работаете в паре, выдержку меньше 0,8 секунды ставить не стоит. Потому, что второй человек просто не успевает среагировать. Полторы секунды – это вполне нормально", — объясняет фотограф.

Помимо вспышек, спелео-фотограф может использовать обычные фонари с диодными лампочками.

"Можно установить длительную выдержку, до 30 секунд, и фонариком высвечивать кадр. Это называется "светопись". Можно несколько людей с фонарями привлекать. Дорогие фонарики для этого не нужны. Обычный диодный фонарь, на который накручивается, к примеру, белая бумага, вполне подойдет. Бумага нужна для того, чтобы луч света был направлен, куда ты хочешь. Все достаточно просто", — говорит Багрий.

Уставшие модели, или Друг важнее аппаратуры

© Фото : Кирилл Багрий Фотосъемка в пещере, Абхазия, пещера Хабю
 Фотосъемка в пещере, Абхазия, пещера Хабю

Подобрать технику – это не самое сложное, считает Кирилл. Аппаратура, которую используют спелео-фотографы, ничем не отличается от "земной". По его мнению, гораздо сильнее на качество кадра влияют помощники и модели.

"В подземной фотографии самое главное – выбор партнеров. И того, кто на кнопочку нажимает, и того, кто позирует. Если у модели "вымороженное" выражение лица, или, наоборот, радостное, притом, что человек идет по веревке с огромным "трансом" (прим. ред. – транспортный рюкзак из прочной водонепроницаемой ткани для переноски груза в пещерах), выглядит это неестественно. Побороть эту проблему можно, замучив модель съемками окончательно", — шутит Багрий.

Жигулевские горы
Хозяйку Жигулевских гор и казака Шелудяка увековечат под СамаройПамятник хозяйке Жигулевских гор и легендарному разбойнику Шелудяку появится в Самарской области, сообщил РИА Новости директор Жигулевского заповедника Юрий Краснобаев.
Кирилл рассказал, как однажды проводил съемки девочки-спелеолога в подземном водопаде. Чтобы добиться соответствующего ситуации выражения лица, пришлось потратить много времени и сил.

"Как-то снимал девочку в ручье. Ручей мелкий, водопад шумит, все замечательно! Я расположился с техникой, товарищ мой, изогнувшись в позе лотоса, светит на девочку. Девочка с радостным лицом идет по воде. Мы говорим: "Плохо, давай еще раз". Снова идет – снова веселая. В общем, после восьмого-десятого раза у нее наконец стало естественное выражение лица, ее уже все это достало. Вода +6…+8, ей за шиворот уже льется. Но кадр в итоге получился хороший", — вспоминает Кирилл.

Спелео-фотограф должен быть "терпеливым, выносливым и отважным", считает Кирилл Багрий. На то, чтобы сделать один хороший кадр, может уйти несколько часов. Кроме того, путь до интересной точки съемки не так прост. И фотограф преодолевает его с вдвое большим количеством груза, чем остальные участники спуска под землю.

"Снаряжения полно. И основная проблема – как бы еще технику всю протащить. Потому что получается, у всех нормальных людей один полупустой рюкзак, а у тебя их как минимум два. А снимать в пещерах – всегда интересно, оно того стоит", — говорит Багрий.

По его словам, самарский мастер-класс прошел с пользой. Особенных сложностей в работе не возникло, участники быстро расслабились и начали предлагать собственные идеи экспериментов с подземной фотосъемкой.

"Я увидел, что народ заинтересовался, а это главное. Я ставил задачу показать, как можно экспериментировать в пещере со светом и вспышками. Нам это удалось, я очень доволен! Я считаю, что самое главное в подземной фотографии – не бояться экспериментов", — резюмирует Кирилл.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала