МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Елена Чишковская. Для двух главных музыкальных театров страны — Большого в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге — 2013 год стал рубежным. Происходившие здесь события — совершенно разные и несопоставимые друг с другом — тем не менее существенным образом изменили облик обоих театров и задали новое направление их деятельности на ближайшие годы.
Большие гонки и мариинские впадины
Жизнь Большого театра весь год напоминала рейтинговый телесериал с элементами криминальной хроники, классического детектива, триллера и психологической драмы. По законам кассового зрелища в нем было все, чтобы на протяжении целого года удерживать внимание многомилионной аудитории: преступление, аресты, суды, интриги, кровная вражда бывших друзей, любовный треугольник, увольнения, несчастные случаи, смена власти, общественные протесты. И, конечно, все переживали, что же будет с главными героями — чуть не ослепшим после "кислотной атаки" Сергеем Филиным, подозреваемым в преступлении, а затем и осужденным за его организацию Павлом Дмитриченко, бесстрашно сражающимся со своим начальством "мятежным премьером" Николаем Цискаридзе, смертельно уставшим гендиректором Анатолием Иксановым и, наконец, новым персонажем — Владимиром Уриным, призванным из Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко в Большой, чтобы навести порядок.
Подробнее о нападении на Сергея Филина читайте в сюжете РИА Новости >>
Нужно признать, что если бы речь и в самом деле шла о телепродукте, то его авторы могли бы гордиться: проблемами ГАБТа в этом году жила вся страна, в массе своей от высокого искусства далекая. А значит, Большой стал по-настоящему близок народу.
Удерживать шаткий баланс помогали кадры — вовсе не те люди, которые могли бы разработать и воплотить осмысленную концепцию творческого развития театра, а те, кто в силу разных причин не претендовал на лидерство и полномочия самого Иксанова. И именно из-за отсутствия в театре авторитетных, имеющих незыблемую репутацию руководителей оперы, балета и оркестра и наступил неизбежный кризис, приведший к "кислотной атаке", и в итоге — смещению директора.
Владимиру Урину на директорском посту предстоит не только решить множество проблем самого разного свойства, но и определиться уже наконец-то с тем, каким будет Большой театр — именно как театр, а не источник криминальной и скандальной хроники. Иксановская команда уже покидает Большой, в начале декабря заявление по собственному желанию написал музыкальный руководитель Василий Синайский. И это неизбежно — театр открыл новую главу, ему нужны новые персоналии, свежие силы, новые, четко сформулированные цели и задачи. Если продолжить сравнение с телесериалом, то вывод напрашивается сам собой — шоу должно продолжаться. Но что еще смогут придумать талантливые сценаристы? Не исключено, что Большой вернется на исходные позиции, вновь станет тем, чем всегда был — закрытым учреждением, хранящим свои многочисленные скелеты в надежно запертом шкафу. А действие окончательно переместится в Петербург, где в конце октября произошла сенсационная смена руководства в Академии русского балета имени Вагановой. Связь с Большим театром очевидна: не нашедший в нем себе места, уволенный еще прежним руководством и не нашедший поддержки у нового, Николай Цискаридзе все-таки добился высокого назначения (в новой кадровой политике министерства культуры это решение было одним из самых резонансных и неожиданных). Но впереди официальные выборы ректора, сопротивление внутри самой академии и непростые взаимоотношения с Валерием Гергиевым, который в будущем году вполне может стать одним из центральных персонажей полюбившегося "мыла". Тем более, что и в возглавляемом им Мариинском театре в 2013 году также произошли очень важные, имеющие историческое значение перемены.
Деятелям культуры мысль об объединении активно не понравилась, зазвучали обвинения в попытке рейдерского захвата зданий и имущества. Маэстро от авторства приобретшего явно скандальный статус проекта отрекся, и в конечном итоге от него отказались вовсе. Обозначенная же проблема осталась. И решать ее предстоит в ближайшее время, выстраивая взаимоотношения в условиях новой реальности — Мариинке (с новой сценой и нуждающейся в ремонте старой), Вагановской академии (с новым ректором) и Петербургской консерватории (которой удалось избежать перемен в этом году, но вряд ли получится сделать то же самое в следующем).