МОСКВА, 16 дек — РИА Новости. Уходящий год для мировой космонавтики ознаменовался запусками национального спутника Южной Кореей, индийского марсианского зонда и китайского лунохода. Кроме того, первый полет к Международной космической станции совершил американский частный грузовой корабль Cygnus ("Лебедь").
Для российской космонавтики этот год запомнился очередными неудачами, связанными с авариями ракет "Зенит" и "Протон". Следствием этого, в частности, стала отставка главы Роскосмоса Владимира Поповкина и назначение на эту должность Олега Остапенко, бывшего замминистра обороны РФ по науке. В 2013 году также реформа Роскосмоса обрела реальный облик – был подписан указ президента о создании Объединенной ракетно-космической корпорации. Кроме того, в этом году был осуществлен первый пилотируемый запуск на МКС по "короткой" шестичасовой схеме.
Новый глава Роскосмоса и реформа агентства
После назначения Остапенко руководителем Роскосмоса из агентства ушли первый замглавы Роскосмоса Олег Фролов, замглавы агентства Александр Лопатин и пресс-секретарь Поповкина Анна Ведищева.
Кроме того, СМИ сообщали, что Остапенко уволил заместителя директора Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Николая Ваганова. По данным СМИ, поводом для увольнения послужила готовящаяся реформа одного из самых крупных подразделений ЦЭНКИ — Центра обеспечения реализации программ и планов создания ракетно-космической техники.
Новым заместителем руководителя Роскосмоса стал Игорь Комаров, экс-президент ОАО "АвтоВАЗ", который может в будущем возглавить создаваемую Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК).
Перед созданием ОРКК государство должно довести пакет акций ОАО "НИИ КП" до 100%. Затем, согласно указу, в уставной капитал ОРКК будут переданы акции космических предприятий, некоторые из которых будут предварительно преобразованы в акционерные общества. На эти преобразования отводится два года.
Первый полет "Лебедя" к МКС
Конструкция Cygnus допускает доставку на орбиту от 2 до 2,7 тонны груза, но в первый демонстрационный полет корабль взял только около 600 килограммов — в основном одежду и еду для экипажа станции, а также материалы и оборудование для биологических и химических экспериментов, разработанных американскими школьниками.
"Лебедь" пробыл в составе МКС около месяца, затем его загрузили мусором и отстыковали от станции, после чего он вошел в плотные слои атмосферы и сгорел.
Пилотируемые корабли частных фирм
В рамках новой программы по сотрудничеству с частными компаниями НАСА и ее партнеры будут создавать новое поколение ракет и кораблей для доставки и возвращения астронавтов на низкую околоземную орбиту и обратно.
В соответствии с новой программой, первый полет астронавтов на МКС на частном корабле должен состояться не позже 2017 года. Уже сейчас свои пилотируемые корабли разрабатывают компании SpaceX, Sierra Nevada и Boeing.
Южная Корея запустила свой первый спутник
Южная Корея в августе осуществила запуск ракеты KSLV-1 с исследовательским спутником с космического центра Наро, расположенного в 485 километрах к югу от Сеула. Ракета вышла на заданную высоту и успешно вывела исследовательский спутник на околоземную орбиту.
Успешный запуск KSLV-1 стал третьей и успешной попыткой Южной Кореи войти в число космических держав, которые вывели на околоземную орбиту спутник на собственной ракете-носителе. Две предыдущие попытки Сеула стать членом космического клуба, предпринятые в 2009 и 2010 годах, закончились неудачей.
Старт первого индийского марсианского зонда
Ракета PSLV-C25 с первым индийским зондом "Мангальян" для исследования Марса стартовала с космодрома Шрихарикота 5 ноября. В тот же день аппарат успешно отделился от ракеты-носителя и вышел на орбиту Земли, а позже сделал первый снимок Земли с помощью бортовой фотокамеры. В начале декабря зонд покинул орбиту Земли и вышел на траекторию перелета к Марсу.
Главной целью запуска является испытание технологий, необходимых для проектирования, планирования, управления и осуществления межпланетных миссий. Научными задачами миссии являются исследование поверхности Марса, его минералогии и атмосферы с использованием отечественного оборудования.
Первый китайский луноход
Китайский космический аппарат состоит из посадочного модуля и лунохода, который назвали "Юйту" ("Нефритовый заяц") — в честь мифологического зайца, принадлежащего богине Чанъэ. В задачи лунохода, который может двигаться со скоростью до 200 метров в час, входит исследование геологической структуры и вещества на поверхности Луны. Планируется, что луноход будет работать три месяца.
Китайская программа зондирования Луны включает три этапа: облет вокруг спутника Земли (аппараты "Чанъэ-1" и "Чанъэ-2"), посадка на Луну ("Чанъэ-3" и "Чанъэ-4") и возвращение с Луны на Землю ("Чанъэ-5" и "Чанъэ-6").
Олимпийский факел в космосе
Впервые в истории Олимпийский факел побывал на Международной космической станции (МКС) и в открытом космосе. Символ Олимпиады-2014 в Сочи был доставлен на МКС экипажем очередной экспедиции 7 ноября.
Девятого ноября произошло уникальное событие — первая в истории эстафета и фотосессия олимпийского факела в открытом космосе. Российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский вынесли символ Олимпиады с борта МКС, а их коллеги, оставшиеся на борту, сфотографировали уникальную церемонию из иллюминаторов.
Факел вынес Рязанский, а Котов фотографировал своего коллегу и снимал на видео. Затем космонавты поменялись местами, изменили ракурс и передавали друг другу факел. Конструкция факела позволяет ему гореть в любых условиях, даже под водой, но, несмотря на это, зажигать его во время его путешествия в космос не стали. Космонавт Роскосмоса Федор Юрчихин, который вернулся 11 ноября с МКС на Землю, передал факел представителям оргкомитета "Сочи 2014".
Очередные космические аварии
Пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" со спутником Intelsat-27 в рамках проекта "Морской старт" 1 февраля завершился неудачей — ракета и спутник упали в Тихий океан. Причиной аварии стал отказ бортового источника мощности, произведенного на Украине.
В числе возможных причин ЧП назывались неправильная установка датчиков угловых скоростей, их неверное подключение, когда технический сотрудник якобы перепутал "плюс" и "минус" у проводов, сбой в работе двигательной установки первой ступени, прогар трубопровода подачи окислителя, проблемы с системой управления "Протоном", отказ оборудования стартового комплекса на Байконуре.
Однако реальной причиной аварии стала нештатная работа трех из шести датчиков угловых скоростей, которые производятся в ФГУП "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина" (ФГУП "НПЦ АП"), однако устанавливались эти датчики на ракету в Центре имени Хруничева (предприятие-изготовитель ракет "Протон-М"). По данным аварийной комиссии, датчики угловых скоростей, сработавшие нештатно, перед стартом прошли все испытания без замечаний. Роскосмос после этой аварии введет на предприятиях ракетно-космической отрасли РФ систему кинофотодокументации для отслеживания процессов сборки изделий.
За ненадлежащее исполнение обязанностей при изготовлении и подготовке к пуску ракеты-носителя "Протон-М" были освобождены от должностей заместитель гендиректора по качеству центра Хруничева Александр Кобзарь, начальник цеха окончательной сборки Валерий Греков, начальник отдела технического контроля Михаил Лебедев.
Полет на Марс в один конец
К июлю 2015 года организаторы отберут 24 кандидата, следующие семь лет они будут готовиться к полету в командах по четыре человека. Первая экспедиция будет стоить 6 миллиардов долларов, последующие — по 4 миллиарда каждая. Финансировать работу проекта организаторы намерены за счет продажи прав на трансляцию своеобразного "реалити-шоу", которое начнется уже на этапе отбора участников.
Первый в истории марсианский пилотируемый корабль, который повезет на Красную планету участников проекта Mars One, возможно, создаст европейская Thales Alenia Space. Для вывода будущего корабля на орбиту предполагается использовать ракету Falcon Heavy, которую разрабатывает компания SpaceX.
В свою очередь, некоммерческий фонд Inspiration Mars Foundation, созданный американским миллиардером и первым космическим туристом Дэннисом Тито, также имеет собственный проект по полету на Марс, но с "обратным билетом".
Фонд Inspiration Mars Foundation объявил о планах организовать "путешествие на Марс и обратно" в 2018 году. Проект основан на использовании орбиты свободного возврата (free return orbit) — типа траектории, по которой стартовавший с Земли космический корабль возвращается в точку старта только за счет гравитации.
Таким образом миссия существенно упрощается — для возврата не потребуется включать двигатели. Однако и посадка на планету при таком варианте невозможна. Полет по "свободной" траектории возможен только при определенном взаимном положении двух планет. Следующий шанс после 2018 года не представится до 2031 года.
Предполагается, что в полет отправятся два человека, мужчина и женщина, (возможно, это будет супружеская пара). В качестве корабля послужит модифицированная капсула Dragon производства компании SpaceX, а выведет его в космос ракеты Falcon Heavy, которую сейчас разрабатывает та же компания.
Корабль будет максимально облегчен: в нем будет только самое необходимое для выживания. Астронавты проведут наедине друг с другом 501 день в спартанских условиях — объем жилого пространства составит 35 кубических метров, причем половина поначалу будет занята припасами.
В докладе на сайте фонда Inspiration Mars указывается, что радиация является одной из главных проблем при полете за пределы низкой околоземной орбиты (где космонавтов защищает магнитное поле Земли). При этом концепция миссии, предложенной Тито, предполагает разработку систем защиты, в частности, для этого можно использовать баки с водой.
Старт намечен на 5 января 2018 года, а 20 августа экспедиция достигнет Марса. Корабль пролетит на расстоянии 100 тысяч километров от поверхности красной планеты, а затем отправится к Земле, куда прибудет 21 мая 2019 года. При возвращении капсула будет тормозить в атмосфере: она войдет в нее, затем вылетит в космос и снова войдет на скорости 14,2 километра в секунду. Еще ни один космический корабль не совершал посадку на такой высокой скорости, поэтому потребуется особо устойчивый тепловой щит.
Первый полет на МКС по "короткой" схеме
Очередная экспедиция 29 марта впервые отправилась на МКС по "короткой" шестичасовой схеме. До этого все пилотируемые "Союзы" летали на МКС по двухсуточной схеме. Ранее "короткую схему" уже успешно опробовали при полетах на МКС российских грузовых кораблей "Прогресс".
Через девять минут после старта произошло штатное отделение космического корабля от ракеты-носителя. А через шесть часов после запуска "Союз" успешно пристыковался к МКС. Новая "короткая" схема полета к станции была опробована и до сих пор все пилотируемые корабли долетают до МКС в течение шести часов.
Космонавты рассказали, что полет с Земли на МКС по "короткой" схеме не дает экипажу пилотируемого корабля "Союз" почувствовать невесомость сразу, что является одним из преимуществ этой схемы с точки зрения физического комфорта для космонавтов.
Еще одним плюсом "короткой" схемы является быстрая доставка на МКС различных научных объектов, в частности, биопрепаратов, что очень важно для ученых и для науки.