ТОМСК, 16 дек — РИА Новости, Ольга Трепова. Программа льготного автокредитования, по которой можно купить автомобиль российской сборки по более низкой процентной ставке, заканчивается через две недели, а не в 2014 году, как планировалось ранее. Томские автосалоны прогнозируют в будущем году спад продаж, а томичи, которые не успели сэкономить на кредите в нынешнем году, разочарованы.
Это работает
Минпромторг запустил вторую программу господдержки льготного автокредитования с июля 2013 года. Субсидии предоставляются на приобретение новых автомобилей стоимостью не более 750 тысяч рублей, при первоначальном взносе не менее 15% от стоимости. Кредит выдается максимум на три года. В список самых продаваемых марок попали "Лада", Chevrolet, Hyundai, Kia, Renault, Skoda, Ford, Volkswagen и другие.
Корреспондент РИА Новости попросила в одном из томских банков рассчитать цену кредита на автомобиль Mazda3 стоимостью 665 тысяч рублей сроком на три года. При первоначальном взносе в 200 тысяч рублей и сумме займа в 465 тысяч ставка составит всего 6,5% годовых, а размер ежемесячного платежа будет 14,3 тысячи рублей. Правда, покупателю нужно предусмотреть расходы на КАСКО.
Впервые программа льготного автокредитования действовала в РФ с 2009 по 2011 годы. Это вторая по счету программа.
"В прошлый раз люди смогли поверить в "халяву". На самом деле неплохие условия. Сейчас томичи уже поняли, что это действительно работает, интерес есть, и для нас это инструмент ориентировать клиентов на получение кредита не завтра, а сегодня: машину не ждать, а выбрать из наличия", — рассказал РИА Новости менеджер по развитию томского отделения Русфинансбанка Тимур Токпанов.
Машина в рассрочку
"Наш автосалон с июля начал работать по этой программе. Значительно повысились продажи Hyundai Solaris. Я сама и еще несколько коллег купили по этой программе автомобиль, переплата — минимальная, фактически это рассрочка", — пояснила РИА Новости специалист отдела страхования и кредитования "Автосан Моторс" (дилер Hyundai) Анна Григорьева.
Дилер Toyota в Томске в результате досрочной отмены господдержки пострадает, но меньше, чем те автосалоны, которые специализируются на автомобилях ценовой категории до 750 тысяч рублей, считает директор томской группы компаний "Элке" Ольга Курченко. У японского автогиганта под действие программы из всей линейки попадала только Corolla.
"Конечно, мы относимся отрицательно к преждевременному завершению программы, потому что у клиента должен быть выбор. Когда программа завершается, значит, уменьшается поток клиентов. Все дилеры потеряют какой-то свой сегмент, особенно те, которые работали в этом диапазоне цен", — сожалеет Курченко.
По ее словам, господдержка "подстегивала клиентов к принятию решений". "Мы с банком-партнером очень часто разрабатываем свои программы, по сути, пополам компенсируя клиенту часть расходов. Мы и дальше будем делать выгодные предложения, но теперь уже за свой счет", — добавила директор группы компаний.
Рекламы было мало
В отличие от первой программы льготного автокредитования, нынешняя широкой рекламной кампанией не сопровождалась. Многие о ней просто не знали, поэтому спрос на льготные автокредиты был невелик, считает замдиректора томского отделения Райффайзенбанка Богдан Шкуро.
"В этот раз спрос на эту программу был ниже, чем два года назад, но все равно был. Будь рекламы больше, это помогло бы населению воспользоваться этим предложением, и автодилерам соблюсти более высокий ритм продаж. Интересная программа, если она будет повторяться, то это будет способствовать замене старых автомобилей, которых в Томске много, и стимулировать продажи", — отмечает Шкуро.
Старый Lexus лучше
"Эта программа просто подарочный вариант: таких процентов не существует даже в ипотечном кредите!", — говорит томичка Елена Новикова.
"Даже самые маленькие машины в этой ценовой категории в основном "пустые". А когда выбираешь комплектацию побогаче, авто оказывается дороже", — подытожила женщина.
Томич Станислав Росновский предпочитает ездить на настоящих "японцах", и считает, что льготный автокредит может быть и выгоден, но не для него.
"Брать шалалайку за 600-700 тысяч, еще и нашей сборки! Лучше уж на восьмилетнем Lexus ездить. Хотя у меня есть знакомые, которые всю жизнь мечтали о новом автомобиле из салона: требований у них немного. Мне, к примеру, нужен кожаный салон, подогрев сидений, вентиляция, люк, хорошая стереосистема и так далее", — пояснил Росновский.
Проблему качества сборки отмечает и автолюбитель из Северска Андрей Федоренко.
"Российская сборка хромает, но дотация от государства компенсировала этот недостаток, после отмены льгот нашим заводам придется трудно. Так что с точки зрения экономики — это не рыночный рычаг подъема автопромышленности. Ну а нам, потребителям, хорошо, когда есть возможность купить машину на выгодных условиях", — говорит северчанин.
Скидок ждать не надо
По мнению представителей банков, ждать рождественских скидок и откладывать покупку автомобиля до лучших времен смысла нет. Лучше сделать это до Нового года.
"Посмотрим, что будет в следующем году, но есть смысл сейчас по понятной ставке купить автомобиль. Потому что многие автосалоны идут всем своим клиентам навстречу. Первичный рынок превращается с этой точки зрения во вторичный, когда дилер очень гибко идет на диалог с покупателем", — заметил Токпанов.
Всего по итогам 2013 года в России по программе будет продано около 248 тысяч автомобилей, что превысит первоначальный прогноз на 15%. На эти цели из бюджета будет направлено 7,8 миллиарда рублей в период с 2013 по 2016 годы. При этом доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках данной программы автомобилей составят в 2013 году порядка 21 миллиарда рублей.