Вера Копылова
В связи с произошедшим в ноябре пожаром в столичной "Школе современной пьесы" показы премьерной постановки "Спасти камер-юнкера Пушкина", сыгранной в родных стенах всего дважды, решили перенести на другую площадку — на Малую сцену Театра Маяковского.
"Я ненавижу Пушкина еще с детства!" — провокационно, правда? Спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" в постановке Иосифа Райхельгауза "цепляет" сразу в силу нашей, чисто русской, литературоцентричности. Ведь Пушкин – наше все, не так ли?
Израильский драматург, писатель Михаил Хейфец написал пьесу о том, как поэт Пушкин влияет на судьбу русского человека. И спектакль получился удивительно милым и приятным. Зрители сидят по периметру некой деревянной оградки, внутри которой щедро насыпана взрыхленная земля. "Десять метров на четыре – как раз для дуэли!" — шутят артисты, вышедшие из-за кулис. На деле это не земля, а мелко нарезанный черный полиэтилен, но выглядит он впечатляюще – не то чернозем, не то пепел, не то могильная насыпь.
Мальчик Миша Питунин (Александр Овчинников) со своим другом Дубасовым ненавидит Пушкина еще с детства! Еще с того момента, как в детсаду воспитательница начала читать малышне Пушкина. Появляется воспитательница и читает узнаваемый пушкинский ямб: "Бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу. Бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу!" Миша плохо слушал эти "бу-бу-бу". "Ты что, Пушкина не любишь? Да как ты смеешь?" Миша еще не знал, что не любить Пушкина нельзя. Поэтому его поставили в угол. Ну и как после этого можно любить Пушкина?
В школе ("Первые пять глав "Онегина" наизусть!") и в кинотехникуме Пушкин преследовал Мишу по-страшному. Пока, наконец, Миша не выяснил, что есть и от Пушкина толк. Познакомился он с одной девчонкой. "Ты что, Пушкина не любишь? Да что вы за козлы такие, даже Пушкина не читали!" И Миша выучил любовное стихотворение Пушкина, чтобы при случае прочитать. Пошло дело! С той девочкой они подружились, стали встречаться. И однажды стали придумывать, что бы можно было сделать, чтобы спасти Пушкина от дуэли!
Вместе с актерами (Иван Мамонов, Николай Голубев, Даниэлла Селицка, Валерия Кузнецова), которые меняют образы, переходя из нашего века в девятнадцатый и обратно, мы погружаемся в легкую, забавную, изящную историческую игру. Кто виноват в смерти Пушкина? Геккерн, Дантес, Идалия Полетика, Наталья Гончарова? Что сделать, чтобы спасти Пушкина?
В актере Александре Овчинникове что-то есть от Пушкина. Искренность, вера, правда, с которой он работает. А спектакль о том, что, превратив прекрасного поэта в "наше все" и в гения, мы буквально уничтожили его. О том, что вмешиваться в прошлое не стоит, изменить чужую судьбу нельзя – можно изменить только свою. О том, что всему свое время.