ЛОНДОН, 14 дек — РИА Новости, Мария Табак. Выставка картин из коллекции первого премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола привлекла более 100 тысяч посетителей, рассказал потомок Уолпола седьмой маркиз Чамли Дэвид Чолмондели.
Картины, представленные на выставке "Возвращение в Хатон" хранятся в Государственном Эрмитаже и других музеях и впервые за несколько столетий вернулись к себе домой — в поместье Уолпола в английском графстве Норфолк. Поместье сейчас принадлежит Чолмонделу.
"Я счастлив, что выставка "Возвращение в Хатон" состоялась, она — результат усилий многих и многих людей. <…> И усилия эти были вознаграждены — выставку посетили 114 тысяч человек. А еще я получил огромное количество писем с теплыми словами в ее адрес", — сказал маркиз во время торжественного приема, организованного одним из спонсоров выставки компанией Oracle Сapital Group в Королевской академии искусств.
Министр культуры Великобритании Эд Вэйзи, также присутствовавший на приеме, в свою очередь, назвал "Возвращение в Хатон" "исторической выставкой в историческом месте".
История коллекции и ее возвращения
Принадлежавшие первому британскому премьеру произведения Ван Дейка, Пуссена, Альбани, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Мурильо — всего 204 — на аукцион выставил внук Уолпола, третий граф Оксфордский, известный своим расточительным образом жизни. О продаже узнала российская императрица Екатерина Вторая.
"У Екатерины Второй были те же амбиции, что и у Уолпола, и тот же ум и вкус. Она не могла упустить такую коллекцию и приобрела ее целиком для Эрмитажа. Цена сделки составляла 40 тысяч 555 фунтов стерлингов. В Россию коллекция прибыла осенью 1779 года", — рассказал Морель.
Во времена СССР некоторые работы из коллекции были проданы за границу, некоторые оказались в других музеях на территории бывшего Советского Союза. Организаторам выставки удалось привезти 70 работ — участие в проекте согласились принять музеи Киева, Москвы, Петербурга, Лондона, Нью-Йорка и Вашингтона. Об отсутствующих картинах (судьба 36 картин из коллекции Уолпола, к слову, остается неизвестной) напоминало, к примеру, большое зеркало в раме, предназначенной для картины Рубенса, сейчас хранящейся в Нидерландах.
"Подвиг" совершил музейный комплекс "Царское село", согласившийся "отпустить" в Великобританию "Суд Париса", обычно украшающий парадную лестницу Екатерининского дворца.
Дэвид Чолмондели ради выставки согласился вернуть некоторым комнатам тот вид, который был у них при Роберте Уолполе.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский ранее в беседе с РИА Новости отметил, что проведение выставки "Возвращение в Хатон" — уже огромная победа как для России, так и для Великобритании. Он напомнил, что во всем мире выставки сейчас очень сложно организовывать, потому что многие музеи не дают экспоната, опасаясь их ареста. Однако в Великобритании несколько лет назад был принят закон, который позволяет правительству гарантировать возврат вещей, привезенных в страну на выставки. Следующим шагом, позволившим провести выставку, стало предоставление Хатон-холлу официального статуса музея, благодаря чему стало возможным обеспечение должной охраны произведений искусства. Британские власти также дали российской стороне гарантии возврата вещей в срок.
Картины "гостили" у себя дома с 17 мая.