Наталия Григорьева
В российский прокат выходят "12 лет рабства" — новый фильм автора "Голода" и "Стыда" Стива МакКуина вновь с Майклом Фассбендером, на этот раз в роли рабовладельца. Помимо него, плохих и не очень "белых" сыграли Бенедикт Камбербэтч, Сара Полсон и Брэд Питт. Еще одно, после "Джанго", киновысказывание на болезненную для Америки тему не уступает тарантиновскому фильму ни актерским составом, ни экстраординарностью истории и, скорее всего, также получит пару-тройку оскаровских номинаций. Не достает лишь ироничного тона – МакКуин как всегда натуралистичен и как никогда серьезен.
Рассказанная в фильме история случилась на самом деле в середине XIX века: свободный и образованный чернокожий уроженец Нью-Йорка, музыкант, примерный семьянин и отец двоих детей Соломон Нортап согласился на заманчивое предложение о подработке и отправился в Вашингтон. Работодатели оказались похитителями, Соломона заковали в цепи, посадили в трюм корабля и отправили на юг, где продали в рабство на одну из плантаций. В неволе он провел в общей сложности 12 лет, а после освобождения описал пережитое в автобиографии, которая вышла в свет за несколько лет до начала Гражданской войны. Роль Соломона Нортапа в фильме исполнил Чивитель Эджиофор.
Впервые МакКуин снял кино на тему, по которой в наши дни двух мнений быть не может, а потому режиссер не говорит о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а показывает, почему. Зрелище местами непростое, но поучительное и выполненное с маккуиновской фирменной филигранностью кадра, крупными планами и обилием телесного.
Здесь даже на первый взгляд положительные персонажи, вроде сердобольного плантатора в исполнении Камбербэтча, на поверку оказываются ничем не лучше откровенного психопата и живодера Майкла Фассбендера – а то и хуже. Его персонаж, исступленно избивающий слуг хлыстом и относящийся к ним как к товару, за который "уплочено", а потому делать можно, что угодно, чуть ли не честнее всех прочих, кто помогает, продолжая при этом существовать внутри рабовладельческой системы и являясь ее частью.
Тон фильма настолько категоричен, что становится немного стыдно даже за смех над фразой, которую бросает вернувшемуся из поездки в город плантатору его жена: "Ну что, купил ниггеров?" Запретное слово на букву "н" здесь звучит не реже, чем в "Джанго" — и это не тарантиновский вызов, а историческая необходимость. Соблюдая достоверность, МакКуин бичует рабовладельческий строй, показывая все грани человеческого падения и разложения личности, причем по обе стороны баррикад – несвобода развращает не меньше, чем вседозволенность. Упрекнуть трудно разве что героя Бреда Питта – канадского плотника-философа, совершающего единственный за весь фильм благородный поступок и как две капли воды похожего на Бориса Гребенщикова.