Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Правительство Таиланда применило против "бангкокского Майдана" свое самое сильное оружие – волю избирателя. Премьер-министр Йинглак Чинават распустила парламент и перевела собственное правительство в статус временного, назначив выборы на 2 февраля следующего года.
Избиратель решит
Понедельник должен был стать днем визита госпожи Йинглак в Москву, несмотря на очередной марш оппозиции к очередным правительственным зданиям. Премьер держалась до пятницы, когда отмена визита была объявлена официально.
Но в пятницу же (или днем раньше) всем обитателям Таиланда стало ясно, что очередная революция "желтых" идет на спад. То, что происходит сейчас, похоже скорее на истерику проигравших, чем на что-то более серьезное.
Итак, городские бунтовщики среднего класса, их Майдан, их Болотная. На что они надеялись и почему, мягко скажем, до сих пор не выиграли?
Они применили ставшую уже несколько надоевшей тактику – брать власть измором (массовыми акциями), не давая ей работать. Захватывали правительственные здания, перекрывали митингами центр города и так далее. А что касается требований, они были (и остаются) смешными. Требовали антиконституционного чрезвычайного управления – "народного правительства" и тому подобного. А вовсе не выборов или референдумов.
Очень полезно посмотреть на материал в Washington Post, в котором статистически показано: не только кандидаты от Демпартии, но вообще любые политики, хоть как-то связанные с протестным движением, теряют поддержку. Страна устала от массовых акций. Любых. Хочется нормальности.
Уроки революции
Секрет успеха Йинглак в том, что она позволила "бангкокскому Майдану" показать себя во всей красе. Попросту не очень мешала захватывать здания и выдвигать безумные требования. Не применяла насилия: тогда сочувствие оказалось бы на стороне пострадавших. А когда всем окончательно надоело безобразие, вынесла вопрос на голосование.
Более того, она и этого бы не сделала, если бы Демпартия в полном составе не вышла бы из парламента. А раз так – получайте, ребята.
Теперь о том, за кого на самом деле шла борьба. За столичные элиты, военных и королевский двор. Откровенная несуразность требований рядовых манифестантов, собственно, объяснялась тем, что это они – не всерьез.
Известно, что не все военные и не все придворные любят народного героя – брата нынешнего премьера, Таксина Чинавата, возможно, самого талантливого главу правительства страны за обозримый период. Военные его и свергли в 2006-м, воспользовавшись такими же демонстрациями "желтых" и приведя к власти "желтое" правительство. Устраненное затем от власти всенародным голосованием.
Что касается всемирно-исторического значения происшедшего в Таиланде: оно велико. Есть страны и ситуации чисто "местного" характера; вряд ли кто-то стал бы изучать, например, политический опыт маоистов в Непале. Таиланду повезло оказаться испытательным полигоном ключевой и главной тенденции нашего времени. Итак, как выглядит таиландский опыт борьбы с революциями среднего класса?
Таиланд напомнил, что это всегда революция меньшинства. Это всегда незаконный переворот, путь и якобы ненасильственными методами. Тактика сводится к тому, чтобы лишить правительство возможности работать – и изгнать его, опираясь на дрогнувших, испугавшихся людей из элиты.
Особую роль тут играет провокация: революции очень полезны жертвы. Какие-то мирные демонстранты, которых побьют, если не хуже: пушечное мясо бунта. Ну, а дальше… "Желтые" в Таиланде у власти уже были, и то была диктатура куда жестче, чем любые акции семьи Чинаватов.
Вопрос в том, насколько применима в мировом масштабе тактика "непротивления" премьера Йинглак Чинават. Разгромленные правительственные кварталы, очередной спад экономики страны – не шутка. Но, возможно, другого выхода не было.