Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Когда в одно и то же время в Киеве и Бангкоке происходят похожие, а где-то и абсолютно одинаковые события (например, штурм правительственных зданий), сравнения неизбежны. Тем более что похожесть этих событий – во множестве смыслов, и это весьма поучительно для определения того, в каком мире живем.
Желтые и красные
Самое интересное – посмотреть, кто революционеры. В обоих случаях движущие силы революций интереснее, чем их заявленные и часто весьма невнятные цели. Точно как на Украине, в Таиланде одна географическая половина страны противостоит другой, прежде всего по стилю жизни, если не по каким-то сформулированным убеждениям. В таиландском случае это север (поддерживает правительство) против юга и столицы.
Отработанные и сформулированные во множестве книг технологии "цветных революций" хороши тем, что применяют цвет для обозначения сторон: всем все сразу понятно. Желтые майки в Таиланде – это бунтовщики, красные – сторонники нынешней власти. Последние сейчас начинают оживляться и довольно эффективно разгонять шествия "желтых", особенно в провинции.
Главная особенность "желтых" в том, что они отлично знают, что у них нет и не будет общенационального большинства, поэтому незаконный переворот – их единственная надежда. Они однажды – с 2006 по 2011-й – были у власти, во главе с премьером Апхиситом Ветчачивой (участвует и в нынешних бунтах), но не через выборы, а исключительно благодаря поддержке военных и некоторых других ключевых столичных персонажей.
Выборы "желтые" выиграть не могут, и сами это признают. Проиграли их в 2011-м, проиграют и сегодня. Вот и сейчас, если относиться серьезно ко множеству заявлений "желтых", то там вы эту мысль увидите отчетливо: "Наша цель — с корнем вырвать режим Таксина Чинавата. Если мы победим, никто из членов моей партии не будет претендовать на какие-либо должности в будущем, потому что мы понимаем, что добиваемся победы неконституционными методами борьбы", говорит тот самый Апхисит.
Итак, свергнуть и разойтись. А кто такой Таксин, чья партия у власти и чья сестра Йинглак возглавляет сейчас правительство? Если коротко, то один из самых замечательных лидеров в странах Юго-Восточной Азии после "отца малайзийского чуда" Махатхира Мохамада. Очень популярен у избирателя, создал первую в истории страны систему социального обеспечения, очень богат (за что получил кличку "таиландского Берлускони")… в общем, настоящий премьер.
Нынешние шествия в Бангкоке начались, когда правящая (таксиновская) партия попыталась провести через парламент закон о всеобщей амнистии, тогда Таксин вернулся бы домой.
Избиратель не имеет значения
Вроде бы мы далеко ушли от Украины. Но сравнения всплывают вновь, когда мы обращаемся к тактике революционеров – попытке парализовать работу правительства и вынудить его уйти в отставку.
Итак, внепарламентская революция с опорой на столичных жителей, средний класс. Да это уже не только Украина, это то, что происходило в России и еще в десятках стран. Ведь тут главная тенденция нашего времени: появление определенной части среднего класса, для которой невыносим сам стиль жизни большей части населения. И – хотя бы в случае с Таиландом – достаточно трезвое понимание этим сословием, что оно может чего-то добиться как угодно, только не через честно выраженную волю большинства.
В условиях Таиланда революционеры – кроме неизбежных в бунтах в этой стране студентов – по большей части "лавочники". Это люди, мимо которых проходит российский турист по бесконечным улицам Бангкока и курортных городов. Умеренно образованные и не любящие "деревню", не желающие ее "кормить".
Тактика их нехитрая, отработана на "цветных революциях" разных стран с 80-х годов: спровоцировать власть на насилие, которое не любят нигде, но в буддийском Таиланде в особенности. Найти союзников среди военных и – особенно – госслужащих, они ведь тоже из среднего класса. В Бангкоке, когда захватывали министерства, служащим предлагали: или работайте на нас, или уходите. В принципе такая тактика вполне может увенчаться успехом.
Как бороться с бунтом
Как с этой тактикой бороться? Сестра Таксина Йинглак Чиннават сделала удивительную вещь. Решила – первое время – демонстрантов не замечать, то есть на провокацию не поддаваться. В отставку не уходить, держаться. Захватили здания министерств – ну и пусть там сидят. Объявили, что проделали то же в трети или половине провинций страны – а это еще надо посмотреть.
В конце концов, "таксиновское" большинство в стране хорошо помнит, что "желтые" – те самые скандалисты, которые захватывали в свое время международные аэропорты, довели дело до баррикад в центре Бангкока… Хаос неприятен многим, даже больше, чем коррупция.
По состоянию дел на тот момент, когда я пишу эти строки, неясно, каким будет исход драки. Но, похоже, Йинглак с ее тактикой побеждает, демонстранты уходят от части заблокированных ими правительственных учреждений. Такая слабая и нерешительная на вид женщина – и вот, понимаете ли…
Остается вопрос глобального значения: что делать со столичными жителями (далеко не только в Таиланде), которые решили, что выборы и воля большинства для них только помеха, и захватывают города на целые дни и недели.
Один из известных методов – убирать сами столицы из таких городов, выносить их за пределы мегаполисов. В Юго-Восточной Азии так поступили в Малайзии, Бирме (Мьянме) и – Таиланде. В Таиланде не получилось, потому что новый комплекс построили на окраине Бангкока.
Другой метод – провозглашать для больших городов особый статус, как в средневековой Европе (до этого пока никто не додумался). Одно ясно: стрелять в толпу или стравливать одну часть страны с другой не только опасно, но и бессмысленно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции