Первый созыв (1993-1995). Романтизм
Илья Булавинов:
Первые выборы в Госдуму прошли всего через три месяца после событий октября 1993 года, когда был упразднен Верховный совет. Пятипроцентный барьер преодолели восемь партий и избирательных блоков (этот рекорд не побит до сих пор). Наибольшее число голосов по партийным спискам сенсационно набрала ЛДПР Владимира Жириновского, которая тогда еще многим казалась радикальной оппозицией. Ни одна из политических сил не имела устойчивого большинства. Левую оппозицию (КПРФ и Аграрная партия) уравновешивали демократы (Демпартия и "Яблоко"). ЛДПР и политические однодневки в лице "Женщин России" и Партии российского единства и согласия взаимовыгодно сотрудничали с партией власти ("Выбор России"). Это затрудняло законотворческий процесс, но способствовало зарождению демократических традиций. Руководящие должности (спикера палаты, его заместителей, председателей комитетов) распределялись на основе "пакетного соглашения": чем больше депутатов входило во фракцию, тем больше престижных постов она получала, но и аутсайдеры не оставались ни с чем. Одним из первых решений новой Думы стало объявление политической амнистии, по которой, вопреки воле Кремля, из заключения вышли члены ГКЧП и участники событий октября 1993 года.
Эволюция Основного закона государства от Российской империи до Российской Федерации — в инфографике РИА Новости >>
Оксана Дмитриева: "Первая Дума — это период политического романтизма, в палате работало много квалифицированных людей, представителей научно-технической интеллигенции. Люди приходили в парламент с искренним желанием изменить ситуацию к лучшему, а не сделать собственную карьеру любыми средствами. Практически не было коммерческого лоббизма. С точки зрения законотворчества это была самая плодотворная Дума. В частности, был принят Гражданский кодекс".
Второй созыв (1995-1999). Противостояние
Илья Булавинов:
Вторые выборы в Госдуму прошли спустя всего два года после первых: такой порядок был заложен в "переходных положениях" принятой в 1993 году Конституции. По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ (22,3% голосов), партия власти "Наш дом — Россия" неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учетом одномандатников (в 1993-2003 годах половина депутатов избирались по спискам, половина — по одномандатным округам) левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью торпедировала инициативы Кремля и правительства. Однако попытка объявить импичмент Борису Ельцину провалилась: для принятия решения не хватило всего нескольких голосов. Тем не менее Кремлю приходилось считаться с оппозиционной Думой. В 1998 году, после того как Госдума дважды отклонила предложенную президентом кандидатуру Виктора Черномырдина, премьером стал поддержанный коммунистами Евгений Примаков, а его первым заместителем — бывший председатель Госплана СССР Юрий Маслюков.
Оксана Дмитриева: "Это период мирного противостояния между исполнительной и законодательной властью. Большинство Думы в целом было в оппозиции к правительству, к президентской администрации. Поэтому многие инициируемые ими законопроекты через Думу не проходили. Влияние депутатского корпуса на исполнительную власть оставалось значительным, как и в первой Думе. Большое значение имело взаимоотношение между фракциями, согласование позиций всех политических сил при обсуждении законопроектов. Дума в полном объеме использовала конституционные права по влиянию на бюджет, и в процессе его рассмотрения перераспределялось до 20-30% расходов. При этом все бюджеты шли через согласительную комиссию".
Третий созыв (1999-2003). Перелом
Илья Булавинов:
Третьи выборы в Госдуму формально выиграли коммунисты, набравшие по партспискам 24,3% и опередившие блок "Единство" на 1%. Однако для Кремля, который лишь за несколько месяцев до выборов в спешном порядке сколотил свой предвыборный блок, это был успех. Его главный на тот момент конкурент — блок "Отечество — Вся Россия" во главе с потенциальным кандидатом в президенты Евгением Примаковым и рядом региональных тяжеловесов (Лужков, Яковлев, Шаймиев) получил всего 13,3%. После выборов "Единство", договорившись с КПРФ, не допустило к дележу думских постов ни ОВР, ни в последний раз прошедшие тогда в Госдуму демократические партии — "Яблоко" и "Союз правых сил". Через два года "Единство" поглотило ОВР, их думские фракции объединись, и "Единая Россия" стала контролировать большинство голосов. Коммунисты в качестве союзников партии власти стали не нужны, и в результате внутридумского переворота без престижных должностей осталась уже КПРФ. Тем не менее это был последний созыв, когда хотя бы на начальном этапе работы палаты все представленные в Думе политические силы были вынуждены считаться с мнением оппонентов и искать союзников для принятия решений, потому что ни одна из фракций не имела "контрольного пакета" голосов.
Оксана Дмитриева: "Эта Дума — переломная. Происходит цементирование политического пространства. Крупные законопроекты, разработанные депутатским корпусом, не принимались. Вопреки протестам оппозиции были одобрены, в частности, пенсионная реформа и реформа электроэнергетики. Был положен конец всестороннему рассмотрению бюджета в парламенте. По сути, контроль Госдумы над бюджетом был потерян. Кроме того, третья Дума — это начало расцвета коммерческого лоббизма, который прикрывался государственными интересами".
Четвертый созыв (2003-2007). Послушание
Илья Булавинов:
На четвертых выборах в Госдуму партия власти в лице "Единой России" впервые не только набрала большинство голосов по партийным спискам (37,6%), но и за счет вербовки депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные (требующие 2/3 голосов депутатов), и принимать поправки к Конституции. Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент окончательно перестал быть местом для дискуссий.
Оксана Дмитриева: "Устанавливается монополия "Единой России", принимаются законы о монетизации льгот, Жилищный кодекс. Все законотворчество полностью переместилось в правительство: проекты, которые не имели его положительного заключения, не имели шансов быть принятыми. Законотворческий потенциал депутатов, особенно депутатов от оппозиции, больше не использовался. Дума перестала ставить барьеры, шлагбаумы на пути особо вредных инициатив исполнительной власти. Ситуация в стране оставалась относительно стабильной только потому, что была сверхблагоприятная экономическая конъюнктура".
Пятый созыв (2007-2011). Монополия
Илья Булавинов:
Перед пятыми выборами в Госдуму система ее формирования была изменена: все 450 депутатов избирались по партийным спискам, одномандатные округа были упразднены. В результате ужесточения избирательного и партийного законодательства в выборах приняло участие всего 11 партий, а увеличенный с пяти до семи процентов проходной барьер преодолели лишь четыре. "Единая Россия", набравшая 64% голосов, вновь получила более 300 мандатов и право вносить поправки в Конституцию. Но если в Думе пятого созыва она этим правом не воспользовалась, то теперь основной закон страны был впервые с 1993 года изменен: срок полномочий Госдумы был увеличен с четырех до пяти лет, а президента — с четырех до шести лет.
Оксана Дмитриева: "Установившаяся монополия "Единой России" практически не позволяла оппозиции влиять на законотворческий процесс. Если оппозиционные фракции чего-то и добивались, то не через голосование в Думе, а через использование парламентской трибуны. Только через общественный резонанс можно было заставить правительство что-то скорректировать".
Шестой созыва (2011-…). Эпатаж
Илья Булавинов:
На шестых выборах в Госдуму был установлен антирекорд: участие в них приняли всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не было. "Единая Россия" значительно ухудшила свой результат 2007 года: по официальным данным, за нее проголосовало 49,3%. Партия власти получила большинство мандатов в Госдуме, но на этот раз — не конституционное. После выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования. В избирательное и партийное законодательство были внесены поправки, смягчающие требования к партиям и участию в выборах, частично восстановлена система всенародных выборов глав регионов. Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа. Кроме того, Госдума приняла целый ряд резонансных общественно значимых законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят "антипиратский закон", вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.
Оксана Дмитриева: "Я думаю, нынешняя Дума — переходная. Видны какие-то ростки демократии. У "Единой России" уже нет конституционного большинства, это заставляет ее менять отношение и к законотворчеству, и к инициативам, которые идут от оппозиции. В то же время появилась другая опасная тенденция: маргинализация оппозиции и выдвижение эпатажных, одиозных законопроектов. Некоторые депутаты делают это ради резонанса в СМИ, хотя сами знают, что их инициатива никогда не будет принята".
20 лет Конституции: Основной закон хорош и одновременно плох тем, что допускает при обращении с ним любые вольности, считает главный редактор ria.ru Илья Булавинов. Читайте подробнее в материале "20 лет Конституции: куда повернул, туда и вышло".
20 лет Совету федерации: нелегкий путь, который прошла за эти 20 лет одна из двух палат российского парламента анализирует обозреватель РИА Новости Константин Богданов. Читайте подробнее в авторской колонке "20 лет Совету федерации: между баронской фрондой и госслужбой".