МОСКВА, 7 дек — Прайм. Доля крупных авиакомпаний на российском рынке, уже превышающая 60%, продолжит расти, прогнозируют отраслевые эксперты. Этому способствует и опережающий рост их пассажиропотока по сравнению с рынком, и новые амбициозные проекты, и инициативы российских властей по укрупнению авиакомпаний и прекращению использования зарубежного "авиахлама".
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, после авиакатастрофы в Казани 17 ноября предложивший подумать об укрупнении авиакомпаний РФ и оптимизации их работы, в пятницу в преддверии Международного дня гражданской авиации вернулся к этой теме. В телеинтервью по итогам года премьер заявил, что авиаперевозчиков в России должно быть "разумное количество".
Международный день гражданской авиации отмечается в субботу, 7 декабря. Международная организация гражданской авиации (ICAO), куда входит и Россия, стала отмечать этот день с 7 декабря 1994 года. Он приурочен к 50-й годовщине подписания конвенции о международной гражданской авиации, в соответствии с которой и была создана ICAO. Впоследствии это решение поддержала ООН.
В мире
К 19-му году празднования Дня гражданской авиации общее число авиапассажиров в мире, согласно прогнозам Международной ассоциации гражданской авиации — IATA, впервые в истории превысит отметку в 3 миллиарда и составит 3,12 миллиарда человек.
"В целом ситуация скорее положительная, однако рост на развивающихся рынках замедлился, а высокие цены на нефть также негативно повлияли (на финансовые показатели)", — заявил гендиректор IATA Тони Тайлер.
Что касается регионального деления авиаперевозчиков, IATA улучшила прогноз по прибыли европейских авиакомпаний (туда входит и Россия) — до 1,7 миллиарда долларов с 1,6 миллиарда в июне. Напротив, для азиатских авиакомпаний прогноз ухудшен до 3,1 миллиарда долларов с 4,6 миллиарда долларов.
В 2014 году финансовые показатели компаний продолжат расти: совокупная прибыль составит 16,4 миллиарда долларов, выручка — 794 миллиарда долларов, прогнозирует организация.
И в России
В России в последние годы наблюдается более существенный ежегодный рост авиаперевозок, если сравнивать ее с соседями в Европе. Он превышает европейский на 10-12 процентных пунктов.
Опережающий рост крупнейших авиакомпаний России свидетельствует о продолжающемся увеличении их рыночных ниш. За девять месяцев 2013 года их доля на рынке выросла на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рост за счет новых проектов…
В 2014 году этот процесс продолжится. В совместном интервью Bloomberg гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев и его первый заместитель Шамиль Курмашов отметили, что при ожидаемом сокращении темпов роста авиационного рынка России на 10-12 процентных пунктов (примерно до 5%) в 2014 году пассажиропоток группы "Аэрофлот" будет расти на 16-17%.
Однако планам авиакомпании вполне может помешать затягивание процесса изменения законодательства. До сих пор не приняты нормы, необходимые для выхода проекта "Добролет" на рентабельность, хотя согласно дорожной карте, утвержденной премьер-министром РФ, они должны были заработать еще в начале этого года. Речь идет об отмене бесплатной нормы провоза багажа, введении невозвратных тарифов, привлечении иностранных пилотов.
Увеличению рыночной доли крупнейших авиакомпаний, помимо новых амбициозных проектов, должен способствовать и ряд инициатив российских властей, отмечают эксперты. В частности, Медведев назвал 85-90% из 122 действующих российских авиаперевозчиков "слабыми" и предложил подумать об их укрупнении не в ущерб конкуренции. Заявление было сделано после катастрофы Boeing-737 авиакомпании "Татарстан", который 17 ноября разбился в Казани.
В пятницу Медведев вернулся к вопросу о том, сколько авиаперевозчиков должно быть в России, в контексте безопасности полетов. "У нас было 400 авиакомпаний. Осталось чуть более 100. Сколько нам нужно — нужно определить исходя из потребностей страны, а у нас очень большая страна, у нас очень много перевозок потенциальных было, есть и будет. Но их должно быть разумное количество", — сказал премьер в интервью российским телеканалам.
Еще одна инициатива властей после катастрофы 17 ноября — запрет на использование зарубежного "авиахлама". Некоторые эксперты одной из причин катастрофы называли устаревшее оборудование на 23-летнем Boeing-737.
"Эта система, к сожалению, за определенный период деградировала. У нас стало меньше нормальных самолетов, но в то же время больше перевозчиков", — отметил Медведев в телеинтервью.
На днях депутаты внесли в Думу законопроект, запрещающий использование иностранных гражданских самолетов старше 15 лет для коммерческих воздушных перевозок. Хотя законопроект активно критикуют авиавласти и авиакомпании, исключить его принятия нельзя.