Четырехкратный олимпийский чемпион, первый вице-президент Федерации фехтования России Станислав Поздняков рассказал о праздновании векового юбилея Международной федерации во время конгресса в Париже, о перспективах проведения в нашей стране двух подряд чемпионатов мира в 2014 и 2015 годах, а также поздравил Министерство спорта РФ с 90-летием.
- Станислав Алексеевич, вы недавно вернулись из Парижа с Конгресса Международной федерации фехтования (FIE). Насколько масштабным получился ее сотый день рождения?
— Извините за пафос, но я действительно горжусь, что мне посчастливилось жить в это время и участвовать в праздновании столетия FIE. Торжество прошло в Париже в культовых для фехтования местах – Гран Пале, где в 2010 году проходил чемпионат мира, и в автомобильном клубе Франции на площади Конкорд, где ровно сто лет назад был подписан учредительный документ о создании FIE. Приятно, что праздник получился для всех – руководителей, спортсменов, ветеранов, многие из которых были включены в созданный Зал славы.
- FIE – единственная из международных федераций по олимпийским видам спорта, президентом которой является россиянин – Алишер Усманов. На практике это дает нашему фехтованию какие-то преференции?
— Это дает не только преференции, но и накладывает дополнительную ответственность – не подвести, оправдать вложенные усилия. Господин Усманов, как председатель Попечительского совета, принимает активное участие в работе Федерации фехтовании России, и делает для отечественного фехтования очень многое. Его помощь ни в коем случае не замещает работу Министерства спорта и региональных органов спортивного управления, но во многом дополняет их. Скажем, все сборы национальных команд финансируются из федеральных средств, но благодаря Алишеру Бурхановичу, мы имеем возможность, например, приглашать тренеров и специалистов, которые не могут быть на ставке в Минспорта.
В прошлом году на чемпионат мира в Будапеште приехала группа из 300 тренеров и болельщиков из регионов, которую мы в шутку назвали "300 спартанцев". Опять же, без помощи Усманова эти люди никогда бы там не оказались.
Наконец, не могу не рассказать о нашем проекте "Молодой тренер", по поддержке специалистов, которые хотят работать в фехтовании. К сожалению, зарплата детского тренера не всегда дает достойный уровень жизни. Мы помогаем молодым людям, которые видят свое призвание в работе с детьми, следовать ему.
- Как так получилось, что сразу два подряд чемпионата мира – в 2014 и 2015 годах, пройдут в нашей стране?
— У этих турниров разная судьба. Следующий чемпионат мира изначально должен был пройти в Софии. Но экономическое положение оргкомитета таково, что болгарская сторона не гарантировала проведение турнира без привлечения дополнительных средств из FIE. Благодаря оперативной работе президента нашей федерации Александра Михайлова, а также министра спорта Виталия Мутко, мы смогли согласовать с президентом республики Татарстан Рустамом Миннихановым проект чемпионата мира-2014 в Казани. Проблем с инфраструктурой в городе нет – она полностью осталась от недавней Универсиады. Конкурентов у нас тоже практически не было – все остальные кандидаты просили в том или ином объеме финансовой помощи от FIE, и только Казань давала полные гарантии. Таким образом, Россия спасла следующий чемпионат мира от угрозы не проведения, и получила еще один шанс показать мировому спортивному сообществу, как мы умеем принимать крупнейшие спортивные соревнования.
- У чемпионата мира-2015 в Москве иная история?
— Конечно. Тут работа над заявкой началась еще в 2010-м году. В прошлом году в Москве прошло первенство мира среди юниоров и кадетов, которое наши гости единогласно признали лучшим в истории. После этого мы подготовили обширную презентацию, со всеми необходимыми гарантиями от руководства города и спортивных властей. В конкурентах изначально была американская сторона, однако в их заявке даже не упоминался конкретный город, с которым они определились в самый последний момент. Сами понимаете, что предложение провести чемпионат мира в "каком-то городе США" не очень серьезно. Видимо, поняв это, американцы в последний момент вообще сняли свою кандидатуру, и чемпионат мира-2015 достался Москве.
- Основной базой российских фехтовальщиков сейчас является "Озеро Круглое". Она была реконструирована в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"….
— Я всего пять лет назад закончил спортивную карьеру, и прекрасно помню, как "Озеро Круглое" выглядело раньше, до реконструкции. Не побоюсь этих слов, база представляла собой жалкое зрелище. Помещение, где жили спортсмены, больше напоминало сарай, чем гостиницу. Спортивные залы выглядели не лучше. Лужи, отваливающаяся штукатурка, грязи по колено… Питаться в столовой было невозможно – это приводило к гарантированной изжоге. Приоткрою небольшой секрет, я в свои спортивные времена всячески старался бойкотировать любые сборы на "Круглом". А сборная нередко разъезжалась по санаториям Московской области, только чтобы не жить на базе.
- Сейчас ситуация изменилась?
— Сейчас "Круглое" превратилось в супер оснащенный центр с лучшим мировым оборудованием. В нашем распоряжении четыре специализированных зала, а также огромное количество подсобных помещений. Массажная комната, тренерская, место для хранения оборудования… Да что там, мы до сих пор даже не всем комнатам нашли применение! А кормят в столовой теперь настолько вкусно и качественно, что такое меню встретишь не в каждом столичном ресторане. Те же восторженные слова относятся и к базе в Новогорске, где тренируются наши рапиристы. Эта база тоже была реконструирована в рамках Федеральной целевой программы.
- В этом году Министерству спорта исполняется 90 лет. Что бы вы назвали его главным достижением за последние годы?
— Сделано очень много, о реконструкции баз я уже сказал. Мы получили возможность финансировать подготовку не только четырех спортсменов основной сборной, как раньше, но и резервистов, и молодежной и юниорской команд. Но главным прорывом я считаю повышение уровня зарплаты тренеров сборных – от 5-6 тысяч рублей до 120, которые получает сейчас главный тренер. Теперь люди, работающие с нашими олимпийцами, имеют возможность полностью сосредоточиться на своем труде, не думая, где бы найти денег, чтобы прокормить семью.
- Но все это, тем не менее, не всегда напрямую приводит к повышению спортивных результатов.
— Прямой корреляции нет, но я уверен, что на самом деле, все, что сейчас делается для наших спортсменов и тренеров, в будущем обязательно отразится и на количестве завоеванных медалей. Если раньше набор детей в секции фехтования проходил совсем вяло, сейчас количество желающих заниматься увеличилось в пять-шесть раз. И мне очень приятно как одному из руководителей федерации получать заявки из регионов, что нужно больше комплектов оружия, масок, дорожек… Это значит, что популярность нашего вида спорта растет. А чем больше детей придут заниматься, тем больше вероятность спустя годы вырастить нового Колобкова или Позднякова (улыбается).