Рейтинг@Mail.ru
Психологи рассказали, почему опасно заменять реальную жизнь сериалами - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Психологи рассказали, почему опасно заменять реальную жизнь сериалами

© Фото : пресс-служба канала "Россия 1"В сериале "Шерлок Холмс" на канале "Россия 1" знакомые образы в новом телепрочтении: Миссис Хадсон играет Ингеборга Дапкунайте, доктора Утсона – Андрей Панин
В сериале Шерлок Холмс на канале Россия 1 знакомые образы в новом телепрочтении: Миссис Хадсон играет Ингеборга Дапкунайте, доктора Утсона – Андрей Панин
Читать ria.ru в
Психологи не считают, что сериалы вызывают зависимость. Однако, по их мнению, сериалы заставляет человека проживать жизнь выдуманных героев вместо собственной.

МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. Просмотр телесериалов зачастую становится отвлекающим маневром от решения насущных проблем и заставляет человека проживать жизнь выдуманных героев вместо своей собственной, считают опрошенные РИА Новости психологи.

По данным TNS Россия, телевизионные сериалы занимают второе место по востребованности после развлекательных программ у российских телезрителей. В январе — октябре 2013 года телесериалы составили 20% от общего времени вещания программ всех жанров. При этом спрос на телесериалы значительно превысил предложение и составил 30% от всего времени просмотра программ всех жанров. Данные исследования репрезентирует население России в городах с населением более 100 тысяч человек, среди аудитории в возрасте от 4 лет.

Попались на крючок

Кадр из сериала Во все тяжкие
Топ-7 популярных сериалов, которые "смотрят все"
По мнению психологов, создатели сериалов ловят своих зрителей на "психологические крючки". После очередной серии у человека возникает непреодолимое желание посмотреть продолжение. В этом суть эффекта незавершенного действия, известного еще с 30-х годов прошлого века, рассказала РИА Новости психолог, преподаватель ВГИК Ольга Маховская.

"Он состоит в том, что деятельность, которую человек не завершил, запоминается нам надолго, если не навсегда. Сериалы построены с учетом этого эффекта, они прерываются на самом интересном месте", — пояснила Маховская.

Психолог Илья Шабшин считает, что большинство сериалов как зеркало отражают нашу жизнь, и смотреть серию за серией зрителя заставляет, с одной стороны, идентификация с героем, а с другой — желание подсмотреть за чужой жизнью "через замочную скважину", а в данном случае — через экран телевизора.

"Во многом мы узнаем самих себя по характеру или по психотипу, и наши жизненные ситуации, особенно если она трудная и можно посопереживать. Собственно, на этот эмоциональный отклик идет расчет, и это правильно. Здесь даже есть небольшой психотерапевтический эффект: я немного попереживаю за другого, и самому немножко полегче будет", — объяснил Шабшин.

Немаловажную роль в тяге к телесериалам играют сами актеры, и часто люди смотрят телесериалы из-за "звезд".

"Если актер нравится, и зрителю нравится следить за его сценической жизнью, устанавливается парапсихологическая связь, он воспринимается как родственник. Тогда все, что происходит в жизни этого персонажа, является чрезвычайно привлекательным", — добавила Маховская.

Мужской взгляд

По данным TNS Россия, зрителями телесериалов в России являются женщины старше 55 лет (29,5% от всей аудитории, смотревшей телесериалы), женщины от 35 до 54 лет (20,8%), а также мужчины в возрасте от 35 до 54 лет (12,7%) и мужчины старше 55 лет (12,6%).

"В нашей относительно рутинной скучноватой жизни не хватает переживаний и чувств, и мы их немного добираем через телевизор, в частности через телесериалы. И конечно, более эмпатичный, более чувственный отклик свойственен женщинам, поэтому в основном смотрят сериалы они, и на них это рассчитано", — пояснил Шабшин.

По словам Маховской, жанровые предпочтения формируются у человека в возрасте 9-12 лет. Поэтому сериалы делятся на "женские" и "мужские".

Кадр из сериала Шерлок
Самые известные образы Шерлока Холмса
"В сериалах мужского типа, например, сериал про Шерлока Холмса, главный персонаж — мужчина. Главная задача мужского персонажа не переживать эмоции. Важно, чтобы герой достигал цели, яростно шел к финалу, и тогда мужчины будут его смотреть", — сказала Маховская. По ее словам, общий смысл сериалов в том, что они восполняют дефицит активности и целедостижений у мужчин и нехватки эмоций у женщин.

При этом психологи не считают, что сериалы вызывают зависимость.

"Есть другая проблема: часто человек, живущий один, или член семьи делает выбор в пользу смотрения очередной серии вместо чего-то другого. И если человек один, скорее всего, это говорит о том, что ничего более важного нет, а если это происходит в семье, значит отношения не очень хорошие, есть какое-то отдаление и отчуждение", — заметил Шабшин.

Сам себе режиссер

Маховская отметила, что зритель полнометражного кино больше воспитан на литературе. "Зритель сериалов сравнивает то, как в жизни, и как на экране, а зритель большого кино сравнивает лучшие образцы литературы с кинофильмами", — сказала психолог.

По ее словам, огромное влияние на кинематографию и производство сериалов оказывает интернет. "Зритель становится неспособным просматривать какие-то большие полотна, воспринимать многоуровневый смысл, поскольку интернет рассчитан больше на оперативную память, чем на смысловую. Причем если раньше серия была сопоставима с полновесным фильмом, то сейчас серии становятся маленькими, по 22 минуты. Это связано с ускорением жизни", — отметила Маховская.

Персонажи телесериалов ведут себя стереотипно — меняются только лица и антураж. Эксперт считает, что в будущем такие сериалы будет снимать сам зритель, потому что, по ее мнению, технология производства стала примитивной. "Мы видим, как обычные съемки из жизни по откликам в интернете превышают уже некоторые сериалы. Эта тенденция есть", — заметила Маховская.

Интеллектуальная публика, по ее словам, все-таки будет ждать большого кино.

"Конечно, есть и сериалы, где основная интрига интеллектуальная, где идет разгадывание загадки. И детективы — это в каком-то смысле интеллектуальный жанр. Но большое кино ближе к психоанализу, чем к массовому потребителю. Психология всегда рассчитала на умного, успешного индивидуалиста, который хочет решить свои мировоззренческие проблемы. Массовое кино рассчитано на плебс. Поэтому интеллектуальный зритель будет бороться и отмежевываться. Но это трудно, потому что жанры смешиваются, смешать верх и низ — это тоже большое искусство", — заключила Маховская.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала