МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. Международный фестиваль современной хореографии "Context. Диана Вишнёва", в программе которого мастер-классы, кинопоказы и, конечно, выступления танцовщиков, пройдет в Москве со среды по пятницу.
Фестиваль посвящен синтезу жанров танца и театра. Инициатором создания проекта выступила прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва. Глава попечительского совета фестиваля — Майя Плисецкая.
Быть в "Контексте"
События фестиваля — спектакли, кинопоказы, круглые столы, пройдут в "Гоголь-центре", на "Платформе" и в Центре документального кино. Фестиваль станет своеобразной лабораторией, где известные мастера смогут поделиться опытом с молодыми хореографами и артистами.
"Я безумно счастлива, что эта идея, которая зрела около двух-трех лет, наконец-то воплотилась. Воплотилась она в Москве, хотя были разные чувства и возможности, где это сделать. Но в конечном итоге все соединилось вот здесь. <…> У меня возникает очень много вопросов, как дальше двигаться, как дальше развиваться. Я вижу, что происходит в больших театрах. Первые вопросы в интервью обычно про то, почему нет хореографов, особенно в России, нет новых имен. А чтобы они появились, что-то должно происходить вне больших театров. Потому что, когда приглашают молодого хореографа сразу на большую сцену, это накладывает сразу прессинг на этого человека молодого, и он недостаточно зрел. И такие хореографы, например как Григорович, Якобсон — всегда начинали с малых сцен, с малых проб. И вот этот фестиваль — определенная возможность, лаборатория для молодых хореографов. Не только для того, чтобы дать им возможность что-то поставить, а без всякого напряжения дать раскрыться", — сказала Вишнёва в преддверии фестиваля.
По ее словам, очень важен и момент обсуждения — таким образом воспитываются не только молодые хореографы, но и публика. "В современной хореографии очень много недопонимания, особенно среди российской публики. Хотя, конечно, Петербург и Москва уже многое видели, постоянно проходят какие-то фестивали, и публика многое повидала. Но задать вопросы "Почему?", "Как?", "Как мысль рождается?" — это, конечно, прерогатива фестиваля Context. И при этом мы должны уже показать мастерство компаний, которые известны. Мы хотели, чтобы были разные стили, разные жанры, синтез", — пояснила балерина.
В свою очередь, продюсер фестиваля Алексей Боков отметил, что считает важным синтез классических форм и актуального искусства. "Помимо этих двух китов наш фестиваль отличается еще и авторским видением. Потому что все спектакли в нем имеют яркое авторское начало. И вот соединение этих трех китов — один из очень важных моментов сегодня", — подчеркнул он.
Московский фестиваль, французский поворот
Главной его целью является возможность для молодых хореографов показать себя и посмотреть коллег непосредственно в творческом процессе. Четверо молодых хореографов представят свои новые работы на сцене театра "Платформа" в первые два дня фестиваля. Это Марина Акелькина, работающая педагогом-репетитором в театре "Балет Москва", работающий в России и за рубежом Владимир Варнава, педагог Академии танца Бориса Эйфмана Константин Кейхель и премьер Американского балетного театра Марсело Гомес, который начинает пробовать себя в качестве хореографа. Танцовщики для фестивальных постановок выбирались на кастинге, который прошел в середине октября в Москве.
Несмотря на то, что фестиваль Context не является конкурсом, планируется, что по его итогам одному из участников будет предоставлена возможность пройти стажировку в школе Каролин Карлсон — выдающегося хореографа, живущей и работающей во Франции.
"Это не будет формальный приз — "вот ты набрал очков больше — ты и поедешь", нет. Изначально не планировалось совсем никаких призов. Но, как известно, Карлсон только что поставила специально для Дианы новый балет — премьера состоялась в ноябре в США. Диана, которая находится под огромным впечатлением от методов работы Каролин, рассказала ей о фестивале, и возникла идея поощрить одного из участников такой стажировкой. Кого именно — решит сама Диана по итогам просмотров и обсуждений фестивальных постановок", — рассказали в оргкомитете фестиваля.
Куратор фестиваля Сэмюэль Вюрстен, художественный руководитель Rotterdamse Dansacademie и директор гаагского Holland Dance Festival, говорит, что "первая задача фестиваля — показать как можно больше хореографических "голосов". И вторая — показать представителей разных танцевальных техник и школ".
Так, на фестивале будут представлены работы Ханса ван Манена и Сиди Ларби Шеркауи из голландской танцевальной компании Introdance, Ричарда Олстона из его танцевальной компании RADC, Барака Маршаля из Центра Сюзан Далаль, Эрика Готье и Марко Гекке из немецкой танцевальной компании Gauthier Dance и Дэвида Миддендорпа из компании Korzo producties.
В "Гоголь-центре" состоится public talk Дианы Вишнёвой и Аллы Сигаловой, посвященный проблемам современного хореографического театра. В театре "Платформа" пройдут мастер-классы Барака Маршаля и Дэвида Миддендорпа, в "Гоголь-центре" — Ричарда Олстона и мастер-классы по технике танца Gaga, которые проведет Янив Абрахам, педагог из танцевальной компании "Бат-Шева".
Кроме того, программа фестиваля включает в себя кинопоказы в Центре документального кино, где зрители смогут увидеть два фильма Иржи Килиана — "Кармен" (Сar men) и "Между входом и выходом" (Between Entrance and Exit), а также картину Вима Вендерса "Пина: Танец страсти в 3D".
Завершится фестиваль гала-концертом в "Гоголь-центре". В его рамках Диана Вишнёва и Марсело Гомес представят "Облака" Иржи Килиана и "Головокружение" Мауро Бигонцетти. Кроме того, в этот вечер выступят Introdans, которые покажут "Польские пьесы" и "В память", а также Gauthier Dance с шуточным посвящением Эрика Готье его любимому инструменту Air Guitar и монобалетом "Я встретил лисицу".
Подробную программу фестиваля "Context. Диана Вишнёва" можно посмотреть на его официальном сайте.