Елена Костомарова
Сегодня обаятельному актеру Гаэлю Гарсии Берналю исполняется 35 лет. В стремительно набирающем вес мексиканском кинематографе он незаменим, как в нашем Сергей Безруков — только без шуток. Проект Weekend разбирается, чем, кроме своей фирменной улыбки, знаменит Берналь.
"Сука-любовь", 2000
До встречи с режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту Берналь успел "засветиться" на телеэкранах. Жанр "мыльная опера" в Латинской Америке процветал, и 11-летний Гаэль получил роль сначала в сериале "Тереза", где также начинала Сальма Хайек, а потом – "Дедушка и я".
Так бы и сгинул Гаэль в пучине сериального конвейера, если бы не роль Октавио в нашумевшей картине Иньярриту "Сука-любовь". Герой Берналя – романтичный юноша Октавио, безответно влюбленный в жену собственного брата. Он мечтает увезти ее вместе с ребенком подальше от грязных трущоб и агрессивного мужа и отправляет своего ротвейлера Кофи участвовать в собачьих боях, чтобы заработать на отъезд.
Звонок от Иньярриту Гаэль получил, будучи в Лондоне, где он в тот момент учился актерскому мастерству. Первый в жизни Берналя телефонный кастинг прошел успешно, но была одна проблема – строгие правила лондонской Центральной школы сценической речи и драматического искусства, которая без всяких колебаний отчисляла студентов всего за три дня прогулов. Отчисления Берналь бы не вынес – столько труда было потрачено на поступление! И тогда ради молодого актера Иньярриту пошел на хитрость – через знакомого директора больницы сделал ему "липовую" справку об опасной тропической болезни.
"Это было идеальное латиноамериканское решение, — вспоминает Берналь. – Когда я приехал назад почти лысый (так надо было для роли Октавио – прим. ред.), никто ничего и не заподозрил. Учителя меня пожалели, а однокашники завалили открытками, так что мне даже стало неловко".
"И твою маму тоже", 2001
Еще один мексиканский режиссер, с которым работает Берналь – Альфонсо Куарон. В их первой совместной работе Гарсиа Берналь сыграл вместе с лучшим другом Диего Луной. Их герои, озабоченные и наивные подростки, отправляются в путешествие к несуществующему пляжу с красавицей Луисой, женой брата одного из них. Оба парня надеются соблазнить попутчицу, и обоим это удается, но сохранится ли после этого их дружба – вот вопрос.
Эта откровенная живая картина, наполненная свежими эмоциями, завоевала приз Марчелло Мастрояни на Венецианском кинофестивале и привлекла внимание европейской прессы к работе Берналя и Куарона.
"Да, в этом фильме много говорится о сексе, но не только о нем, — объясняет Берналь. – Он еще и том, как бедно живут люди в деревнях, как они в любой момент могут подвергнуться аресту – это почти документальный взгляд на Мексику".
"Че Гевара: Дневники мотоциклиста", 2004
Впервые Берналь сыграл Команданте в 2002 году в телефильме "Куба либре", но более убедительным оказалось второе пришествие – картина Уолтера Саллеса "Че Гевара: Дневники мотоциклиста".
Лента повествует о главном путешествии в жизни Че, повлиявшем на становление его личности и взглядов, — в 1952 году Эрнесто Че Гевара за семь месяцев объехал всю Латинскую Америку на мотоцикле вместе с другом Альберто Гранадосом.
В картине герой Берналя еще далек до того революционера, которым он стал впоследствии. Он все еще тот нелепый улыбчивый астматик, который дарит своей первой любви милого щенка и которого на прощание мама нежно целует в лоб. Постепенно Эрнесто начинает видеть мир вокруг совершенно другими глазами – бедность, несправедливость, болезни и равнодушие окружающих стали тем фундаментом, на котором "закалялась сталь" Че Гевары.
"Было бы невозможно, сыграв в этой картине, не измениться, — говорит актер. — Весь процесс съемок занял целых восемь месяцев, а сам фильм стал историко-психологическим анализом человека, который оказал на меня огромное влияние, как и его путешествие. Я очень многому научился и продолжаю учиться. И в то же время, должен признаться, я по-прежнему не понимаю, почему мир так устроен, и понимаю даже меньше, чем раньше".
Сам Гаэль, известный своей политической и общественной активностью, был поражен увиденным во время съемок и признавался, что очень страдает от ощущения собственного бессилия.
"Это как пятно на лице, которое никак нельзя удалить. Я тоже все это испытал, поскольку родился и вырос в Мексике. Чудовищная социальная несправедливость всегда была присуща этому региону, не только в те старые времена, но и сейчас. В Латинской Америке экономика существует в таких уродливых формах, потому что она закрыта от остального мира, не встроена в единую экономическую систему. Поймите, я вовсе не призываю к глобализации и не собираюсь делать громких политических заявлений. Я просто объясняю, почему я снялся в этом фильме и почему он меня изменил. Поэтому я так волнуюсь, когда говорю о нем. Занимаясь актерством, нельзя быть всегда спокойным".
"Дурное воспитание", 2004
В один год с "Дневниками" на экраны вышел фильм Педро Альмодовара "Дурное воспитание", многословное драматическое высказывание о детских страхах, запретных отношениях, сексе и наркотиках. По сюжету, режиссеру Энрике наносит визит Игнасио (Берналь), который был влюблен в Энрике в религиозной школе для мальчиков. Этой истории уже много лет, сам Игнасио за это время превратился в женщину, и теперь он (она) предлагает в качестве темы для фильма рассказ об их отношениях. Но вскоре выясняется, что Игнасио давно мертв, а человек, который выдает себя за него, преследует собственные цели.
Чтобы получить роль в этом фильме, Берналю пришлось выучить кастильский испанский акцент, с чем он успешно справился. Кроме того, новым опытом стало его перевоплощение в трансвестита, работа над женским образом, за что актеру был крайне благодарен Альмодовар, назвавший Берналя, "роковой женщиной", и вся ЛГБТ-аудитория.
"Когда сам играешь женщину-жертву, все, что ты чувствуешь, — это беспомощность. Надев платье, я ощутил, как больно быть женщиной. Мужчина всегда сильнее, всегда может причинить ей боль", — говорил Берналь о своей работе в фильме "Дурное воспитание".
"Наука сна", 2006
Главный герой сюрреалистической ленты Мишеля Гондри – очаровательный молодой художник Стефан, живущий в своих фантазиях и не очень приспособленный к жестокому миру. Вернувшись во Францию по просьбе матери, он чувствует себя ненужным на скучной работе. В жизни Стефана нет границ между сном и явью, его жизнь наполнена бесчисленными альтернативными реальностями, что позволяет ему с грехом пополам мириться с заурядностью его настоящего бытия. Но однажды знакомится со Стефани (Шарлотта Генсбур), с которой можно остановить время и заставить облака летать по комнате. По словам Мишеля Гондри, он поначалу беспокоился за персонажа Стефана, поскольку тот в каком-то смысле является alter ego режиссера. Гондри подумал было, что Гаэль чересчур красив и жизнерадостен для этой роли, но работа актера очень скоро развеяла все сомнения.
"На съемках этой картины я получил самое большее удовольствие от работы в кино за всю свою жизнь, — рассказывает сам Берналь. — К тому же герой, которого я играю — большой затейник и выдумщик, и мне тоже пришлось по ходу съемок много всего смастерить своими руками, и от этого я тоже получал огромное, незнакомое мне удовольствие. А главное — это картина с глубоко личным взглядом на жизнь. Мишеля Гондри ни с кем не перепутаешь. Именно в таких фильмах, у таких режиссеров я и дал себе зарок сниматься".
"Мамонт", 2009
Чудесная и неочевидная лента Лукаса Мудиссона о семейных ценностях с Гаэлем Берналем и Мишель Уильямс в главных ролях участвовала в конкурсе Берлинале в 2009 году, но была освистана журналистами.
В центре внимания – успешная нью-йоркская пара, чей ребенок проводит больше времени со своей няней, чем с родителями. Герой Берналя – отец семейства, настоящий кидалт, сделавший состояние на компьютерных играх. По сюжету, он отправляется в затяжную командировку в Таиланд, где заново учится искать смысл в простых вещах и осуществляет полную переоценку своей жизни, в которой так мало места для близких ему людей. То же чувствуют и остальные герои – жена главного героя, врач, спасающая от смерти чужих детей и потерявшая контакт с собственной дочерью, и няня-филиппинка, оставившая своих маленьких сыновей на попечение матери, чтобы заработать им на достойную жизнь.
Гаэль Гарсиа Берналь в беседах с журналистами рассказывал, что с самого начала знал, что этот фильм – настоящая провокация, ведь, по мнению актера, Мудиссон представляет своих персонажей очень уязвимыми, со всеми их страхами.
Берналь также признался, что на его работу над ролью сильно повлияло отцовство (у актера двое детей – прим. ред.).
"Быть отцом – это как нырнуть под воду, — считает он. – Когда ты в море впервые, твои отношения с водой меняются раз и навсегда, то же самое происходит, когда рождается ребенок – это меняет всю жизнь, включая отношение к работе. Я не знаю, к лучшему или к худшему, но мой мир определенно уже не станет прежним".
"Нет", 2012
Фильм чилийского режиссера Пабло Ларрейна был номинирован на "Оскар" в категории «лучший зарубежный фильм». Его премьера состоялась в мае 2012 года на Каннском кинофестивале в специальной программе "Двухнедельник режиссеров", где он был удостоен награды независимых кинотеатров Art Cinema Award.
Картина рассказывает о кампании, которую чилийские оппозиционные лидеры провели в преддверие референдума 1988 года. Жители страны должны были проголосовать за или против продления полномочий военного диктатора Аугусто Пиночета. Оппозиционеры уговорили возглавить кампанию молодого рекламщика Рене Сааверду (Гаэль Гарсиа Берналь), который заставил оппозицию отказаться от жестких лозунгов и мрачных рекламных роликов в пользу "радостной" рекламной кампании под слоганом "Нет!" и эмблемой в виде радуги.
Для создания фильма Ларрейн использовал реальные ролики рекламной кампании против режима Пиночета. Герой Берналя — выдуманный персонаж, который имеет ряд исторических прототипов.
Эта роль для Берналя стала особенной, ведь актер пристально следит за ситуацией в мире. Даже его маленькая дочь получила имя Либертад, что в переводе с испанского означает "свобода".
"В нашем фильме мы старались показать двусмысленность демократии, хотели раскрыть наше личное отношение к ней, — объясняет актер. — Я надеюсь, зритель будет воодушевлен. В каждой стране, где мы были с этим фильмом, люди говорили: "Это как раз то, что произошло у нас" или "У нас сейчас так же». Когда мы показывали фильм в Каннах, в Мексике и Венесуэле как раз должны были начаться выборы, в США, Франции, Испании они только что прошли, недавно были выборы в Англии, Японии и Китае. Так что все говорили: "Это про нашу страну!"