Елена Костомарова
Времена бурной юности актера Владимира Машкова, когда его могли выгнать из театрального училища за драку, давно прошли. Постоянная работа над собой, выверенные на публике эмоции — всю свою страсть актер теперь выплескивает на съемочной площадке. К 50-летию Владимира Машкова проект Weekend предлагает заново познакомиться с его героями — сильными, порой нахальными, но бесконечно обаятельными.
"Лимита", 1995
Именно этот фильм Дениса Евстигнеева принес Машкову первую известность и получил немало призов на международных кинофестивалях. Проблемы своего персонажа, амбициозного провинциала, талантливого хакера Ивана, буквально зубами выгрызающего себе место под солнцем в негостеприимной столице, самому актеру было легко понять, ведь поступать в столичные театральные вузы он приехал из Новосибирска, и надеяться ему было абсолютно не на кого. Так же, как и его партнеру по фильму — Евгению Миронову, с которым Машков делил продуктовый паек в общежитии Школы-студии МХАТ.
"Я пережил настоящее столкновение столицы и провинциального человека. <…> Но художник, особенно в молодые годы, должен быть чуть-чуть голодноват. Я прошел весь путь человека, который жил в голодные девяностые. Помню даже, как к нам в театр присылали из Германии крупу в виде гуманитарной помощи… Но я, честно говоря, никогда не придавал еде особого значения. Я и сейчас могу есть, а могу и не есть!"
"Американская дочь", 1995
Несколько лет спустя Машков будет сниматься со Скарлетт Йоханссон, Робертом де Ниро и Томом Крузом, купит в США дом и заведет друзей, а тогда, в 1995 году он только начинал свое знакомство с Америкой. В картине Карена Шахназарова актер создал трогательный и искренний образ любящего отца, решившегося на авантюру: похитить свою не говорящую по-русски дочь у бывшей жены и увезти с собой в Россию. По словам режиссера, при выборе актера на роль кандидатура Машкова оказалась более чем подходящей.
"Я никогда не видел во Владимире Машкове мачо, секс-символа, каким его представляют массам. Володя — нежный и трогательный человек. К тому же у Машкова есть дочь, и он очень ее любит, и это был самый важный момент для картины. У Володи сохранилась любовь к своей бывшей на тот момент жене — актрисе Елене Шевченко, и это чувство было знакомо и мне самому, и Володе Машкову, и его герою", — говорил Шахназаров.
По поводу ранимой души Машкова Шахназарову вторит и главный наставник актера Олега Табаков. Машков не привык ему возражать: "Как учитель говорит, так и есть".
"Вор", 1997
Герой Машкова, отставной офицер Анатолий, знакомится в поезде с матерью-одиночкой Катей. Их роман развивается стремительно, и пара решает жить вместе, тем более что сын Кати Саня так отчаянно нуждается в мужской руке. Толян действительно учит мальчика тому, что умеет сам: вести себя по-мужски, уметь постоять за себя в любой ситуации, только вот эти законы чести не честного военного, а профессионального вора.
Фильм Павла Чухрая – один из главных в карьере Машкова. За эту роль он получил "Нику", а сама картина представляла Россию на премии "Оскар", после чего актера пригласили на пробы в Голливуд.
"…Герой Машкова в сто раз лучше, чем любой политик. В нем цинизма нет. А хуже цинизма я ничего не знаю. Он как раз широкий человек. Где-то украдет, а кому-то подарит. Артистизма в нем много. Обаяния. Он все-таки их любит — и маму, и мальчика", — так говорил о персонаже Машкова режиссер Павел Чухрай.
"Мама", 1999
В картине Дениса Евстигнеева Владимир Машков сыграл одного из пятерых сыновей главной героини Нонны Мордюковой. Фильм снят на основе реальных событий: в 1988 году многодетная семья из Иркутска захватила самолет Ту-154, в результате чего мать и четверо ее сыновей погибли. В фильме эта история разворачивается спустя 15 лет после попытки угона самолета. Мать выходит из тюрьмы и узнает, что все ее сыновья разбросаны по всей стране. Она вновь собирает всех вместе, чтобы вызволить из психбольницы старшего сына Леню (Олег Меньшиков). Один из братьев, Юрий (Михаил Крылов), добывает уголь, Павел (Евгений Миронов) — сутенер во Владивостоке, Василий (Алексей Кравченко) служит наемником в Таджикистане, а герой Владимира Машкова в это время повышает демографию на Таймыре. Во время встречи он принимает на себя роль старшего и показывает братьям, как нужно вести себя с мамой.
На съемочной площадке Машков тоже был главным заводилой, и когда он не смог лично забрать свою заслуженную "Нику", коллеги привезли актеру награду прямо на съемочную площадку.
"Давай сделаем это по-быстрому", 2001
Свою криминальную драму режиссер Сергей Бодров-старший снимал в Америке, и главному герою — Олегу Волкову в исполнении Машкова — пришлось говорить по-английски. Олег — харизматичный русский мафиози. "Я устал, я ухожу", — решает он однажды, тем более что на горизонте замаячила настоящая большая и чистая любовь. Но не тут-то было, ведь врагов у "крестного отца русской мафии" хоть отбавляй.
Кстати, фамилия "Машков" в Голливуде уже стала нарицательной для особого типа персонажей – русских злодеев, которые, как известно — настоящий бич для хороших американских парней. Например, в картине "Ограбление по-итальянски" Машков пусть и не сыграл босса русской мафии, но фамилию свою "одолжил".
По этому поводу актер вспоминает один интересный эпизод: "Иствуд (Клинт Иствуд — прим. ред.) приглашал меня в одну из своих картин, и я пришел на разговор. Кабинет оказался огромнейшим — и весь был увешан фотографиями-кадрами из лент, которые он снял и в каких снимался. Я даже не предполагал, что лент было столько — фактически весь американский кинематограф! И я ему не без иронии говорю: "Ну что, играть, наверное, надо злодея? Русские-то у вас все злодеи!". А он отвечает: "Да нет. У нас злодеи больше англичане. А с русскими скоро все в Голливуде изменится. Вот начнет русскоязычная аудитория больше денег в кассу приносить, что уже и происходит, тогда продюсеры задумаются о том, что эта аудитория нуждается в своих положительных героях и хочет, чтобы их соплеменники выглядели на экране цивилизованными". По тем же причинам в Голливуде последних лет уже изменился имидж мексиканцев или китайцев — они вышли из ранга безусловных злодеев… Хотя, замечу я вам, плохих играть интереснее, а очень плохих — совсем интересно".
"Олигарх", 2002
Картина Павла Лунгина — история взлета и падения Платона Маковского, русского олигарха, прототипом которого отчасти стал Борис Березовский. Как и его прототип, Маковский начинает с того, что зарабатывает состояние на автомобильном бизнесе, а завершает свой путь в борьбе с Кремлем за власть.
Сам Березовский картиной оказался недоволен: "Как произведение искусства, я думаю, это примитив. Но я ценю попытку понять таких людей как я, — говорит он. — Это первая попытка современного российского кинематографа понять мотивацию тех, кто на вершине власти, тех, кто движет реформы и меняют жизнь".
"Идиот", 2003
По словам Владимира Машкова, литературный герой, который ближе всего по духу ему самому — Парфен Рогожин из "Идиота" Достоевского, которого актер сыграл в мини-сериале Владимира Бортко. Действительно, это блестящий пример стопроцентного попадания актера в образ.
"В "Идиоте" сыграл я человека, сжигаемого любовью", — комментирует Машков.
Бортко без колебаний утвердил Машкова на роль Рогожина и впоследствии сказал, что лучшего Рогожина себе и не представлял, а тот ради роли перенес работу с Клинтом Иствудом.
"У меня не было особых противоречий с ролью. Мне было близко состояние героя, понятно! Наверное, благодаря моему юношескому максимализму. Я понимал то, что играл, чувствовал то, что переживал мой персонаж, — мне все это знакомо. Естественно, не в таком крайнем проявлении, как у Парфена Рогожина, без убиения", — признавался актер.
"Папа", 2004
Если ради "Идиота" Владимир Машков заставил ждать Клинта Иствуда, то из-за режиссерской работы актера — фильма "Папа" пришлось подвинуться самой Анджелине Джоли. По слухам, за роль в фильме о Ларе Крофт Машкову предлагали около 16 млн долларов, но для него фильм по мотивам пьесы Александра Галича "Матросская тишина" оказался важнее.
В этой картине Машков сам сыграл главную роль. Старый еврей Абрам Шварц всю жизнь вкладывает все, что у него есть, в талантливого сына-скрипача, а тот, повзрослев, от отца отворачивается.
Этот фильм — совершенно особый для Машкова, ведь роль старика Шварца — одна из первых его работ в театре Олега Табакова. Много лет он играл ее на сцене, прежде чем перенес эту пронзительную историю на экран.
"История, рассказанная в этом фильме — древняя и вечная история о любви, о предательстве и о прощении. Эта история заключена в круг жизни, по которому нас ведет любовь к родителям. Родители — единственные люди на земле, любящие нас бескорыстно, ни за что. Но платить за эту любовь мы не всегда способны. Ошибочно считается, что дети — наше будущее. Это не так. Наше будущее за родителями, потому что мы идем к ним, всех нас ждет один конец, один исход. И от того, насколько близок этот наш путь к родителям, насколько он наполнен искренней любовью, зависят наши отношения с собственными детьми. Дети идут за нами, мы — их будущее", — уверен Машков.
"Ликвидация", 2007
Владимир Машков редко снимается в сериалах, но "Ликвидация" режиссера Сергея Урсуляка для него — не просто сериал, а полноценная художественная работа. В этом фильме Машкову досталась главная роль Давида Гоцмана, начальника уголовного розыска Одессы, которому дано задание обезвредить банду "Степные волки".
Работа над ролью потребовала от актера серьезной подготовки — во-первых, физической (его герой беспрестанно прыгает по крышам и карнизам в погоне за преступниками), а во-вторых, актеру нужно было отточить фирменный одесский акцент, и с этой задачей Машков справился блестяще. По словам актера, после съемок ему всегда требуется довольно много времени, чтобы "избавиться", уйти от своего персонажа. Так вот, после Гоцмана Машков еще долгое время "шокал" по-одесски.
"Я доверяю Урсуляку на все сто процентов. Если бы он нашел такой материал, который мог бы продолжить эту историю, то, конечно, я бы согласился. Почему нет? Конечно, когда делаешь кино, то не знаешь, как оно отзовется в сердцах зрителей, как на него подействует. Но что касается "Ликвидации", то помимо проявлений народной любви в виде просьб сфотографироваться, был у меня и такой невероятный случай. Один мой знакомый рассказывал: "Ты понимаешь, мне нужно было идти на операцию, а я лежу и просто не могу… Но тут мне в палату принесли «Ликвидацию», я посмотрел три серии и пошел бороться за жизнь!" Вот таким образом я узнаю, что кино сработало, и такие крупицы для меня очень ценны. Это настоящее счастье, а счастье, как сказал кто-то из великих, — это удовлетворение, которое длится хотя бы пятнадцать минут".
Кстати, у героя Машкова есть реальный прототип — легенда советского сыска Давид Курлянд, которого уголовники называли его "волкодавом", а коллеги — профессором по борьбе с бандитизмом. Машков же не скрывает, что некоторые черты своего персонажа он перенял у другого знаменитого киносыщика — Глеба Жеглова в исполнении Владимира Высоцкого.
"Край", 2010
Драма Алексея Учителя стала одним из главных кинособытий 2010 года. Фильм получил четыре "Золотых орла" и был выдвинут Россией на "Оскар", но не прошел в шорт-лист.
Действие фильма происходит в послевоенные годы. Владимир Машков играет машиниста по имени Игнат, который, вернувшись с фронта, оказывается в глухом сибирском поселке под названием Край, где живут ссыльные, "враги народа". В этой глухомани герой Машкова, встречает бывшую гувернантку Софью (Юлия Пересильд), работавшую у немцев в Потсдаме, а потом обнаруживает в лесу брошенный паровоз, где прячется немка Эльза (Аньорка Штрехель). Эльза всю войну провела в тайге, где пряталась от местных жителей, и понятия не имеет, за что они так ненавидят немцев.
Получив предложение Учителя сыграть главную роль, Машков долго не раздумывал и почти сразу дал положительный ответ, однако впоследствии он признался, что съемки стали для него абсолютно уникальным опытом, и к образу главного героя пришлось буквально "подбираться".
"Это абсолютно не я, это другой человек. И сейчас, когда я смотрю кино, меня иногда даже бросает в дрожь от того, что происходило в кадре и рядом с кадром. Задача у меня была одна — выжить чисто физически", — говорил актер.
Съемки проходили в Ленинградской области, в довольно суровых условиях. Почти все трюки Машков исполнял сам. Во время съемок одной из сцен исполнитель главной роли чуть не утонул.
"Мы снимали эпизод, когда Машков должен был падать с моста, а потом он должен был поплыть, — рассказывал Алексей Учитель. — И когда, видимо, вяло, крикнули "стоп!", никто не услышал: Володя проплыл мимо каскадеров, которые должны были его вытаскивать. А дальше шли пороги. Река, на которой мы снимали, очень бурная. И только благодаря мужеству Володи и каскадеров его чудом удалось вытащить. А несколько минут спустя он уже был готов снимать следующий дубль".
На съемках этого фильма Машков получил еще и навык вождения паровоза и даже получил удостоверение машиниста. В фильме Игнат управляет совершенно уникальной машиной 1905 года выпуска, которая прошла Финскую войну, Вторую мировую, плюс еще снималась в некоторых фильмах, например "Анне Карениной" Сергея Соловьева.
"Я почти год практически безвылазно жил в поезде, даже научился им управлять. Вместе с артистами мы принимали участие в строительстве железнодорожного моста, готовили яичницу на лопате в раскаленной топке паровоза, получалось, кстати, очень вкусно", — признался актер.
Питер FM, 2006
В качестве бонуса — эпизод из мелодрамы Оксаны Бычковой "Питер ФМ", где Машкову досталась крошечная, но яркая роль таинственного Незнакомца. Анализировать не стоит, лучше просто посмотреть.