Всероссийский семинар "Лучшие практики реализации мероприятий "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки" начнет работу 28 ноября в Высшей школе экономики. Что должно измениться в системе образования в субъектах РФ благодаря "дорожным картам", в интервью РИА Новости рассказал ректор Новгородского института развития образования Владимир Аверкин.
— Владимир Николаевич, достижение показателей развития образования, заданных майскими указами президента РФ, вызывает на местах определенные сложности. Как обстоят дела в Новгородской области?
— В нашей области с 1993 года в основе развития образования лежат инструменты планирования — четко прописанные цели и конечные результаты, принятые всеми участниками процесса. Это аналоги сегодняшних "дорожных карт". Мы добились появления в каждом муниципалитете сбалансированной и реальной программы развития образования. Такой подход дает результаты. Например, сейчас 91 % детей в Новгородской области посещают дошкольные учреждения.
Перед субъектами Федерации поставлена задача повысить доступность дополнительного образования, чтобы к 2018 году 75% ребят от 5 до 18 лет посещали кружки и секции. У нас в начале 2013-2014 учебного года были охвачены дополнительным образованием 98% детей.
— Ваш доклад на семинаре в ВШЭ посвящен подходам к управлению реализацией "дорожных карт" в Новгородской области. О чем пойдет речь?
— Например, о необходимости ежедневного контроля за достижением принятых обязательств. Нужно постоянно иметь под рукой показатели достигнутых результатов, а не вспоминать о них только перед отчётом.
Также требуется максимальная достоверность, чтобы исключить подтасовку результатов. Поэтому мы всегда фиксируем, кто отвечает за достижение тех или иных показателей в муниципалитете, в учебном заведении, контроль необходим в течение года.
Важный момент — наличие достоверных сведений о текущем состоянии дел. Поэтому работает система непрерывного мониторинга. Если нам необходимо отслеживать, сколько детей записано в кружки и секции, сколько их посещает, то нужно об этом вспоминать не только перед аккредитацией учреждений дополнительного образования.
Обязательный элемент в нашем подходе — анализ достигнутого с последующим поощрением лучших и распространением их опыта. Особое внимание — отстающим: нужно тщательно рассматривать причины слабых результатов. При этом не исключается поддержка тех, кто использовал все имеющиеся ресурсы.
— Как в Новгородской области удалось добиться большого охвата детей дошкольным образованием? Для субъектов РФ это обычно самый сложный пункт в "дорожных картах".
— В 1990-е годы нам удалось избежать массового закрытия детских садов, сохранив их коллективы. Известно, что в тот период многие предприятия закрывались, родители оставались без работы — в детских садах не было особой необходимости. Но наши специалисты убеждали родителей не прекращать процесс развития детей в дошкольных учреждениях.
Тем субъектам РФ, кому приходится сейчас создавать места в детских садах, можно посоветовать развивать частно-государственное партнерство.
Существующая на федеральном уровне нормативно-правовая база позволяет это делать. Необходимо дополнить её, приняв соответствующие документы регионального и муниципального уровней. И сделать несколько практических шагов: дать помещения, обеспечить участие в выполнении муниципального задания с выделением финансового норматива.
— Что, на ваш взгляд, необходимо для успешного выполнения показателей "дорожных карт" и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ?
— Прежде всего, необходимо общими усилиями всех заинтересованных сторон определить минимальное количество наиболее значимых качественных показателей, отражающих основные элементы системы образования и результаты её деятельности.
Затем надо обеспечить публичное подведение итогов. Предполагается проводить различные мониторинговые исследования по выполнению "дорожных карт" — пусть все их результаты будут открытыми. Это касается и данных на местах — в субъектах РФ, в муниципалитетах, в школах.
И, конечно же, на основе всех этих данных нужно составлять рейтинги по развитию образования. При этом обязательно сохранить базовую идею национального проекта "Образование" и комплексных проектов модернизации образования (КПМО) — "деньги в обмен на обязательства". Департамент образования, науки и молодёжной политики Новгородской области давно работает по этому алгоритму.
И еще одна идея. Мы поощряем за высокие результаты учителей и директоров. Но почему бы не ввести стимулирующие надбавки и для управленцев других уровней? Муниципального, уровня субъекта РФ, федерального? Тогда и у них будут дополнительные стимулы — удастся вплотную подойти к заключению эффективных контрактов.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости