Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Новый российский телесериал про Шерлока Холмса далеко не все зрители восприняли с восторгом. Но единственный явный недостаток фильма — в том, что он совсем не похож на старый советский сериал. Тут и спорить нечего — образы героев в фильме Игоря Масленникова получились столь сильными и удачными, так совпали с ощущениями наших зрителей, что сдвинуть их с золотого пьедестала довольно сложно.
Но те, кто видел других "Холмсов", — а всевозможных вариаций этой истории только за последние несколько лет вышло немало, — новым сериалом разочарованы не будут.
Каким-то образом режиссеру Андрею Кавуну ("Кандагар", "Охота на пиранью") и актерам Игорю Петренко и Андрею Панину, сыгравшим главных героев, удалось придумать нечто, не похожее ни на что предыдущее.
Кто вы, мистер Холмс?
На сегодняшний день в мире существует около двухсот экранизаций "Шерлока Холмса". Классический образ гения дедукции, который придумал Артур Конан Дойль в конце XIX века, претерпел существенные изменения: великий сыщик бывал врачом, хакером, женщиной, "шикарным чудаком", мизантропом, да кем только не был.
В этом смысле классическая пара двух английских джентльменов Ливанова-Соломина в клетчатых кепках, хоть и любима и признана, говорят, даже англичанами, сегодня просто невозможна. Как и невозможно снять по мотивам рассказов Конан Дойля просто детективную историю — это все равно, что Джеймс Бонд в новом фильме будет просто пить мартини с водкой.
Самое интересное нынче в истории про Холмса и его приятеля Ватсона — это характеры героев. Один из них — "неприятный" гений, холодный ум, циник, знающий о людях и о жизни все, и посему живущий по своим собственным правилам и законам (яркий представитель персонажей такого типа — великий диагност Грегори Хаус в сериале "Доктор Хаус"). А другой — врач, офицер, получивший жизненный опыт отнюдь не в лондонском кабинете и выработавший свой кодекс чести на войне.
Кто главнее
Пара Панин — Петренко отличается от всех предыдущих вариантов кинематографических воплощений этого странного союза прежде всего тем, что главным здесь оказывается не Шерлок Холмс — нервный, слабый и многословный, а молчаливый доктор Ватсон.
Он лучше боксирует, он знает о людях нечто такое, что никогда не поймешь, не побывав "под Кандагаром". В конце концов, даже трубку Холмса учит курить именно Ватсон.
В первом фильме сериала ("Бейкер стрит, 221 б") совершенно гениально разыграна встреча двух героев: Джон Ватсон пытается сопротивляться обаянию нового знакомого, он удивлен, что этот странный, суетливый молодой человек так притягивает его, и в результате сдается. Но в отличие от Ватсона Соломина, человека милого, воспитанного, но простоватого, который нужен Холмсу лишь для того, чтобы восхищаться его гениальным теориями, Ватсон Панина периодически лечит забывшегося соседа хорошим хуком справа. Он в этом союзе явный лидер.
Борьба за сердце миссис Хадсон
Вероятно, чтобы подчеркнуть, что фильм — про отношения двух альфа-самцов, миссис Хадсон из доброй старушки (Рины Зеленой) превратилась в ироничную красотку (Ингеборга Дапкунайте). Она тоже явно находится под отрицательным обаянием Холмса, но терпит его только вместе с надежным, мужественным, сильным Ватсоном.
Наблюдать за развитием двух лидерских мужских типов едва ли не интереснее, чем за тем, как они раскрывают преступления — мы все равно знаем, что рано или поздно гениальный сыщик найдет убийцу, а друг выручит его из самой патовой ситуации.
Тем более что разного рода детективов у нас на экране в последнее время хоть пруд пруди. А вот интересные характеры, яркие личности, а особенно сильные и умные мужчины, появляются только по праздникам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции