МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости. Госдума рассмотрит в третьем чтении законопроект о поправках в конституцию России об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Текст законопроекта после рассмотрения в Госдуме не изменился.
Кроме объединения высших судов, поправки также определяют порядок назначения заместителей генпрокурора и прокуроров регионов. Ко второму чтению поступили три поправки, палата все их отклонила.
Законопроект об объединении судов президент внес рассмотрение Госдумы 7 октября. В первом чтении законопроект был принят 12 ноября, во втором 20 ноября. Он предусматривает упразднение ВАС в течение шести месяцев с момента внесения соответствующих поправок в конституцию и передачу его полномочий в юрисдикцию вновь создаваемого Верховного суда России.
Поправки об объединении ВС и ВАС
Согласно тексту инициативы, в течение шести месяцев, пока будет идти реорганизация судов, вопросы осуществления правосудия, отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда, будут переданы в юрисдикцию Верховного суда. При этом уже избранные на посты в ВС и ВАС судьи продолжат работать до начала работы объединенного судебного органа.
В состав обновленного Верховного суда войдут 170 судей, которых будет отбирать специальная квалификационная коллегия из 27 членов. В ее состав войдут по одному представителю президента России, федеральной общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются региональными советами судей из числа членов этих советов — по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов, следует из документа.
В ходе этого полугодового периода квалифколлегия объявит в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей, затем рассмотрит в установленном порядке заявления граждан, претендующих на эти должности, после чего примет решения о рекомендации кандидатов главе государства. Законопроект предусматривает для будущих судей ВС экзамен в специальной экзаменационной комиссии из 11 членов. Члены этой комиссии не могут одновременно быть в составе комиссии по отбору.
Поправки по прокурорам
Законопроект также регулирует назначение замгенпрокурора и меняет название седьмой главы конституции — "Судебная власть и прокуратура" (сейчас — "Судебная власть"). Нахождение норм о прокуратуре в статье о судебной власти вызывало критику со стороны специалистов. Поправки изменяют процедуру назначения заместителей генпрокурора и прокуроров регионов. Теперь заместители генпрокурора будут назначаться так же, как и сам генпрокурор — Советом Федерации по представлению президента. Ранее в конституции не упоминалось о заместителях генпрокурора.
Кроме того, региональные прокуроры будут назначаться президентом по представлению генпрокурора, согласованному с субъектами Федерации. Освобождать прокуроров регионов от должности также будет президент. Сейчас их назначает генпрокурор по согласованию с субъектами Федерации.
Исчезнет из конституции и упоминание о том, что прокуратура России составляет "единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ". Вместо этого полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры предлагается определять в профильном федеральном законе "О прокуратуре РФ".
"Проблема не в слиянии судов, а в том, как оно идет"
Судья Высшего арбитражного суда РФ Александра Медведева: "Немножко огорчает, что проект не обсуждался с судьями. <…> Можно добиться единства позиций судов, если у нас стоит вопрос, что практика правоприменения не едина. И сейчас есть такие механизмы, и они были неплохие, — совместные пленумы ВС и ВАС. Спорные вопросы могут решаться и при существующей системе". Подробнее об отношении судей к реформе — в интервью >>