Не будет преувеличением сказать, что Анатолий Залевский — самый известный в мире эквилибрист, на его счету множество самых высоких цирковых наград, в том числе "Золотой Клоун" — высшее признание международного фестиваля в Монте-Карло. Впервые российские зрители могли видеть Залевского в шоу Цирка дю Солей "Заркана", а в минувшее воскресенье в столице прошел его спектакль Rizoma. Time. Залевкий не просто профи высшей категории, он настоящий новатор, креативщик, создатель новых жанров и даже целого циркового направления. Поговаривают о его замкнутой натуре и нелюдимости, но корреспонденту РИА Новости все же удалось разговорить артиста, который рассказал о своих экспериментах на скользком полу, о "цирке души", работе с Борисом Моисеевом и королевском бале. Беседовала Светлана Вовк.
— Анатолий, вы основали два цирковых жанра — эквилибр на полу и эквилибр на скользкой поверхности. В чем особенности этих жанров? Какие дополнительные возможности они дают артисту?
— Действительно, я первый в цирке сделал эквилибр на полу, плюс к этому это был еще и скользкий пол. До этого артисты выступали на обычном пьедестале. В общем, я в какой-то степени сломал этот жанр. К тому же добавил несколько абсолютно новых элементов — стойка на пальцах, подъем со шпагата и вращение на полу на одной руке.
— Вы не регистрировали свои достижения в Книге рекордов Гиннесса, как это любят делать многие цирковые артисты?
— Нет, никогда. Я как-то не увлекался этим, да и не буду. Зачем?
— На сцене вы напоминаете мне марионетку, которую дергают за ниточки, и ее тело движется с помощью внешней силы. Кажется, что вы и мышцы-то не напрягаете, можно только догадываться, как тяжело даются вам ваши удивительные трюки.
— Вот это то самое состояние, которое я выработал, делая эквилибр на скользком полу. Но то, что я пока зацепил — это верхушка айсберга. Я мечтаю создать новое направление — танцы на скользком полу, хочу использовать свои наработки на скользкой поверхности и в хореографии, потому что скользкий пол ломает и внутреннее состояние самого танцора, и традиционные хореографические приемы. Это нужно развивать, и я как раз сейчас над этим работаю.
— Вы придумали новое направление в цирке — Soul Circus. Что это такое?
— Сейчас цирк переживает регенерацию — он идет от внешнего к внутреннему, от четкого трюка к драматическим чувствам, эмоциям. Мы привыкли, что основа цирка — трюк, но сейчас не менее важным становится и внутреннее состояние артиста. Поэтому мы видим синтез искусств на основе цирка — и театр, и балет, и опера. Чтобы отделить цирк прошлого и цирк будущего, я придумал определение Soul Circus — то есть "цирк души", внутренней составляющей актеров.
— В вашей студии наверняка есть и своя философия?
— Эта философия хорошо показана в спектакле "Ризома" — путь от интеллектуальной человеческой составляющей к эмоциональной, чувственной. Основная моя задача как режиссера — дать проявиться на сцене индивидуальности артиста, не мешать индивидуальному фактору артиста, а ставить его на первое место.
— Как вы принимаете к себе в студию? Как у вас проходят мастер-классы?
— Есть специальный комплекс физических упражнений, которые по большей части построены на расслаблении. В цирке раньше пытались заставлять тело делать какие-то сложные элементы, но я за то, чтобы ни в коем случае не заставлять тело, а чтобы оно свободно развивалось, не страдало, так сама выявляется индивидуальность.
— Сколько человек сейчас занимается в вашей студии?
— До ста человек. Много детей. Принимаем с пяти лет.
— Ваш известный номер Dream, который мы могли видеть и в шоу Цирка дю Солей "Заркана", и в вашей постановке "Ризома. Тайм" когда-то подвергался резкой критике со стороны профессионалов циркового искусства. За что вас ругали?
— Когда ломаются стереотипы, люди не всегда это принимают, а консерваторы резко выступают против. Тот минимализм, который я делаю в своем номере, им был не сразу понятен. Многие говорили, что это вовсе не эквилибр, а танец. Только когда я завоевал достаточно медалей, люди это приняли как данность.
— Среди этих наград — "Золотой Клоун" в Монте-Карло, который называют цирковым "Оскаром".
— Да. Я чуть ли не первым получил золото в Монте-Карло за сольный номер, до этого давали обычно групповым номерам.
— Мне рассказывали, что вы — человек медитативного склада, живете в родном Бердичеве чуть ли не отшельником. Это правда?
— По-разному. По настроению — иногда тянусь к людям, иногда хочу побыть один.
— По физическим стандартам вы не похожи на классических эквилибристов — они обычно более накаченные, приземистые, коренастые. Вы похожи на человека, который профессионально занимается пилатесом, йогой.
— У меня одно время тоже были очень накаченные мышцы, но потом я заменил зарядку на более расслабляющую, тело стало более мягким, гибким.
— Помимо эквилибра, пробовали другие цирковые жанры?
— Я был акробатом, занимался жонглированием, воздушными жанрами. Но остановился на эквилибре.
— В вашей биографии есть и сотрудничество с Борисом Моисеевым.
— Да. Борис приехал на выпускной Киевского циркового училища в 1995 году, заметил меня, потом приглашал участвовать в его концертах с сольным номером.
— Вы были приглашены на бал королевы Великобритании. Как это случилось?
— Раз в год в Лондоне, в Королевском театре она проводит бал, куда приглашают разных артистов — эстрадных, цирковых. После нескольких своих побед и я был приглашен на такой бал. Там был Элтон Джон, Шер и многие другие звезды. Все было красиво, мне понравилось.
— Анатолий, не жалеете, что ушли из Цирка дю Солей и пустились в самостоятельное плавание?
— С Цирком дю Солей мы очень тесно двигаемся вместе, есть совместные творческие задумки. Я с удовольствием два года проработал в этом цирке и получил замечательный опыт.