Рейтинг@Mail.ru
Казанский Boeing 737 и катастрофа авиаотрасли - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Казанский Boeing 737 и катастрофа авиаотрасли

Читать ria.ru в
Дзен
Татарским авиаторам десантируют на голову отряд следователей, но проблем с безопасностью полетов это не решит, считает Константин Богданов.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Причины авиакатастрофы в Казани пока не вскрыты. Однако коренные проблемы в отрасли авиаперевозок появились не вчера и исчезать не собираются. Почему в России не так уж и безопасно летать?

Вертикальный заход

Факты пока немногочисленны. Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан", следовавший в воскресенье 17 ноября рейсом U9 363 из подмосковного Домодедова в Казань, разбился при посадке в казанском аэропорту в 19.25. Погибли 50 человек, включая шестерых членов экипажа.

Поначалу сообщалось, что экипаж доложил о "непосадочной конфигурации" и попробовал уйти на второй круг, но самолет зацепил землю крылом и упал.

Однако на просочившейся в интернет записи с одной из камер наблюдения аэропорта видны последние секунды рейса 363. Не очень похоже, чтобы самолет упал из-за того, что цеплял крылом землю — машина просто и ровно входит в полосу, пусть не отвесно, но под очень большим углом.

В любом случае, вертикальная скорость при соприкосновении с землей была значительная: самолет просто разметало на куски, даже контейнеры бортовых самописцев оказались сильно повреждены.

Причины катастрофы

Авиакатасторофа в Казани
Рассматривается пять версий авиакатастрофы в Казани, теракт исключен
С самого начала нужно сказать, что версия теракта, судя по сообщениям властей, исключена из рассмотрения: разговоры ведутся либо о технической неисправности, либо об ошибке экипажа. Также назывались версии некачественного топлива, ошибки наземных служб и погодных условий.

Проще всего с ошибкой экипажа. Большая часть катастроф и вообще летных инцидентов происходит именно по его, экипажа, вине. И первое, что вспоминается в связи с этим — катастрофа ровно такого же Boeing 737-500 под Пермью в сентябре 2008 года, когда целая цепочка неверных действий на посадке привела к тому, что был превышен допустимый крен, самолет перевернулся и вертикально вошел в землю. Однако на данном этапе говорить с уверенностью об этой версии совершенно невозможно.

Метеоусловия в Казани сложными не были. Не самая благоприятная погода, но условия настолько рядовые, что обращать на них особое внимание в этом случае вряд ли целесообразно.

Версию технической неисправности машины еще с воскресного вечера раздули соцсети. Тут же нашлось несколько человек, летевших этим же самолетом днем в Москву и "чуть было не упавших" при посадке — самолет сильно водило из стороны в сторону на глиссаде.

Здесь, во-первых, надо отделять реакции пассажиров от реального состояния техники. То, что видит и чувствует человек из салона, на деле далеко не всегда столь драматично. Во-вторых, в воскресенье в Москве дул довольно крепкий ветер. Так что в самом по себе раскачивании машины при заходе на посадку в Домодедово могло и не быть ничего удивительного. Истину установит только комиссия.

Вот, собственно, и все, что имело бы смысл сказать о казанской катастрофе прямо сейчас, не впадая в спекуляции. Остается только один вопрос, но главный, потому что касается он не погибшего борта, а всех оставшихся по эту сторону.

В мире было выпущено чуть менее 400 бортов модификации Boeing 737-500. Почему так получилось, что за всю историю эксплуатации из четырех катастроф самолетов этого типа две произошли именно в России? 

Отрасль в аварийном состоянии

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2012 году в мире в среднем происходил один инцидент на 500 тыс полетов. В России и СНГ один инцидент приходится на 275 тыс полетов.

При этом по числу катастроф (то есть тяжелейшей формы авиационного происшествия с человеческими жертвами) Россия пока не собирается опускаться на уровень развитых стран.

Что наиболее интересно, так это состав авиаперевозчиков, находящихся в зоне повышенной частоты авиапроисшествий. В основном это небольшие авиакомпании.

На месте крушения самолета Як-42 в поселке Туношна под Ярославлем, архивное фото
Крупнейшие авиакатастрофы в России в 2001-2013 годах
От происшествий не застрахован никто, но если крупные авиакомпании имеют более или менее устойчивое финансовое положение, что позволяет не экономить на организации летной работы уж совершенно запредельно, то к малым сим это правило применимо далеко не всегда, и они начинают выжимать копеечку буквально на всем.

О внедрении многоуровневых систем управления безопасностью полетов на основе современных подходов и говорить не приходится — это касается лишь левиафанов отрасли, да и у них процесс тоже идет болезненно.

Российский авиабизнес, мягко говоря, не относится к числу высокоприбыльных видов хозяйственной деятельности. Среднегодовая рентабельность отечественных авиаперевозок за минувшие 10 лет ни разу не поднималась выше 3,8% (при среднем показателе за весь этот период не выше 0,8%).

При этом надо понимать, что внутренние авиаперевозки почти сплошь традиционно убыточны, и основные доходы компании извлекают из международных рейсов и чартеров. А возможность получать международные рейсы и свободно ими оперировать неплохо коррелирует с размером авиакомпании.

В итоге получаем, прямо скажем, плохие показания для обеспечения безопасности полетов.

Реконструкция авиакатастрофы в Казани
Реконструкция авиакатастрофы в Казани

Возвращаясь в Казань

"Татарстан" — авиакомпания маленькая (с десяток лайнеров-магистральников, не считая 15 региональных Bombardier CRJ-200). Применимо ли к произошедшему в Казани описанное выше? Утверждать так нельзя, но кое-что отметить можно.

Авиакомпания "Татарстан" уже не первый год демонстрирует падение объемов перевозок на фоне роста задолженности. В течение 2013 года ситуация не изменилась к лучшему, например, в сентябре технические службы авиакомпании бастовали из-за просрочки зарплаты. При этом у республики есть вторая авиакомпания ("Ак Барс Аэро").

Далее, обратите внимание на число погибших. В салоне казанского "боинга" было 44 пассажира, при числе кресел для этой конфигурации 117. Загрузка, прямо скажем, невысокая, особенно для воскресного вечера, и несмотря на одну из самых низких стоимостей билета среди казанских рейсов компаний-конкурентов, вылетающих примерно в это же время.

Так или иначе, и без того невеселые времена татарской авиакомпании рискуют стать откровенно мрачными. Начаты проверки организации летной работы, в офисах авиакомпании идут выемки документов.

Куда и кому лететь дальше

Можно с уверенностью утверждать, что в случае с данной конкретной авиакомпанией проблема так или иначе будет решена. Возможно, вместе с судьбой бизнеса "Татарстана", а может, и нет. 

Boeing-737 авиакомпании Татарстан, разбившийся в Казани, архивное фото
Эксперт: возраст самолета некритичен при правильном обслуживании
Вопрос не в том, сколько прокуроров и следователей сейчас десантируют на голову татарским авиаторам. Вопрос в том, сколько в России летает дышащих на ладан "авиакомпаний", чье финансовое положение уже не позволяет ни обеспечивать безопасность полетов, ни содержать парк воздушных судов в порядке, ни привлекать и удерживать квалифицированные летные кадры.

Как говорят опытные летчики, у серьезных авиационных происшествий практически никогда не бывает одной конкретной причины. Это всегда следствие комплекса причин, каждая из которых необходима для трагического исхода, но лишь сойдясь все вместе в нужное время и место, они становятся достаточными для него.

Отрасль авиаперевозок переживает именно такое состояние: у нее нет одной отдельной причины, которая заваливает набок безопасность полетов. Работает все вместе — и копеечная экономия менеджмента, и сложившиеся де-факто устаревшие стандарты и обычаи регулирования, и дефицит кадров, и диспропорции конкуренции на рынке, и инфраструктурные проблемы, и многое другое.

В таком виде отрасль и долетела до Казани. Дальше, наверное, что-то все-таки придется менять.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Плачущая женщина у списка погибших во втором терминале аэропорта Казани
Авиакатастрофа в Казани. Фоторепортаж
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала