Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Страна, которой повезло
Содружество раньше называлось "Британским", потом это прилагательное исчезло: все равны. Содружество – это бывшая Британская империя, ее бывшие колонии и доминионы типа Австралии или Канады, 53 страны. Эта организация, конечно, очень напоминает об СНГ как цивилизованной форме развода СССР, но в любом случае Содружество скромно удовлетворяется образовательными и спортивными программами. Раз в два года проводит встречи глав государств – в этот раз это произошло на территории бывшего британского Цейлона, с минувшей пятницы по воскресенье.
Скандал в Коломбо касается того, какими методами правительство страны одержало в 2009 году победу над очень неприятными персонажами – "Тиграми освобождения Тамил Илама". Война была большой и тотальной, с авиацией и артиллерией, взятием городов. Понятно, что без гражданских жертв обойтись было невозможно. Как и в любой войне.
Хуже того, это была война между двумя народами, населяющими остров Шри-Ланку. Большинством – сингалами и меньшинством – тамилами. Подобные войны из числа тех, когда самоуничтожаются целые государства. Шри-Ланке повезло – уцелела. Ведь ее даже не поделишь пополам – тамилы живут на севере, но вдобавок составляют чуть не половину населения столицы на юге.
Что важно, то была война с терроризмом в чистом виде. Не арабы, а именно тамилы на Шри-Ланке придумали все фирменные террористические технологии, включая превращение человека в живую бомбу (хотя этим делом увлекались еще южновьетнамские партизаны). Тамилы взорвали таким образом премьер-министра Индии Раджива Ганди в 1991 году. Да, именно в 1991-м – ведь война шла 26 лет, превратив страну в развалины.
Ну и напомним, что "тигры" занесены во все террористические списки всеми международными организациями. В каком-то смысле они были опаснее талибов, просто действовали вдалеке от европейских или американских просторов.
И ведь знал же, что ему ответят
Тем не менее, британский премьер Дэвид Кэмерон ехал в этот раз в Коломбо с заранее объявленным намерением призвать страну-победителя, правительство-победителя к порядку, предъявить ему ультиматум. Если в течение четырех месяцев не будет проведено "правильного" расследования военных преступлений, то Британия употребит все свое влияние в ООН…
И ему ответили. Хозяин саммита, президент Шри-Ланки Махинда Раджапаксе, сказал: сами расследуем, без вас и в свое время.
А дальше была интересная история: Кэмерон пошел играть в крикет (который без всяких шуток сплачивает Содружество) с местной звездой этого спорта, Муттиа Муралитараном. По национальности тамилом. Который известен в стране как человек, много делающий для излечения ран войны.
И Муттиа долго и вежливо рассказывал Кэмерону, что на почти уничтоженных войной территориях очевидны "улучшения на 1000%", строятся школы, дороги, жизнь туда вернулась. Кстати, и расследование военных преступлений тоже идет. Всех военных преступлений.
Здесь надо хорошо понимать одну особенность ситуации. 26-летняя история войны с "тиграми" изобилует навязчивыми попытками извне, со стороны – прежде всего европейцев – научить Коломбо правильно вести гражданскую войну и договариваться о мире.
Что европейцы советовали? А то же самое, что и нам, когда у нас шла война в Чечне. Не воевать. Договариваться.
Результат – те самые 26 лет. Пока посредники организовывали перемирия (которые "тигры" использовали для укрепления своих позиций), война попросту не кончалась.
"Тигры" создали мощное террористическое государство со связями по всему миру, запугивали жителей острова на всей его территории, каждый мирный тамил на юге жил в двойном страхе – что придут вербовщики с севера, а за ними местные спецслужбы.
А дальше в какой-то момент власть поняла, что еще немного – и у нее попросту кончатся деньги, развалится бюджет, армия, вообще все. И вопреки европейским советам начала воевать всерьез. Вот война и кончилась. Четыре года мира, появились инвестиции, страна ожила.
То есть британскому премьеру, строго говоря, лучше было не устраивать в Коломбо скандала. И европейцам в целом лучше было бы чему-то поучиться на этой истории (если им мало было опыта Чечни, или Косово, или – да вот хоть Сирии).
А тогда зачем Кэмерон, как обреченный, готовил гневную речь на этом саммите, если был хоть малейший шанс получить тот самый ответ, который он и получил?
Правда не имеет значения
Краткий ответ на этот вопрос (а также на другой – почему это должно быть интересно нам, в России?) таков: мы живем в мире, где важны не реальные факты, а мощные, невероятно мощные по затраченным деньгам информационные кампании. Которые делают заложниками и жертвами даже такие правительства, как британское.
Жители Шри-Ланки хорошо знают, как все было на самом деле и кто прав. Но за пределами страны картина может быть полностью противоположной. Почему?
Потому что сингалы – люди, живущие практически только на своем острове. Их там большинство, 25 миллионов. Тамилов – миллионов до семи. Но тамилы, видимо, самая глобализованная из индийских национальностей. Индийцы в Юго-Восточной Азии – это в основном тамилы, не говоря о том, что в самой Индии их более 70 миллионов (и индийское правительство было вынуждено постепенно изменить свое отношение к соседу, в частности, на саммит в Коломбо индийский премьер не приехал).
А еще тамилов до 300 тысяч в Канаде (и канадский премьер на саммит, как вы понимаете, тоже не приехал). И – до 105 тысяч в Великобритании. Все они никак не террористы. Но не так уж трудно найти в их среде тех, кто как минимум даст денег на помощь "своим", соотечественникам на острове, страдающим среди сингалов-победителей.
И вот вам ситуация в Великобритании, с ее тамильской и в целом индийской общиной: тамилы подружились с оппозицией, то есть лейбористами. Ведь должна же оппозиция как-то давить правящую партию, вот она и подталкивала ее к скандалу в Коломбо.
Был выстроен до боли знакомый образ "плохого режима", управляющегося семьей президента (что правда – хотя почему бы не спросить, хорошо или плохо управляется). А тамилы, соответственно – да хоть и "тигры" – как-то ненавязчиво превращались в "борцов за свободу".
И неважно, что народ Шри-Ланки и очень популярный в народе режим, с трудом победившие одну из самых страшных террористических группировок в истории человечества, заслуживают лучшей участи.
Теоретически, в каком-то идеальном варианте, тяжелый опыт войны на Шри-Ланке должен был научить многие народы тому, что такое терроризм, на что он способен (создавать свои государства, например, или подчинять своей воле политические круги стран типа Великобритании), как с ним можно бороться, а как нельзя.
Вместо этого жизнь в информационный век учит другому. Правда и логика не имеют значения. Имеет значение что-то другое, например, умение пользоваться интернетом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции