Три с половиной месяца назад, 1 августа, в России на федеральном уровне было зарегистрировано первое объединение независимых турфирм — Альянс туристических агентств (АТА). Президент объединения Андрей Гаврилов в интервью корреспонденту РИА Новости Лидии Голяевой рассказал о целях и задачах, стоящих перед АТА.
- Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о новоиспечённом альянсе: кто вы, каковы ваши цели и задачи?
— На сегодняшний момент АТА — это объединение восьми крупнейших турагентских сетей. Сети поставили себе основную цель, а именно — создание условий для непосредственного участия в процессе стабилизации рынка туруслуг, повышения качества обслуживания туристов. Из цели вытекает задача — разработка внутренних профессиональных стандартов, направленных на повышение качества защиты туристов, налаживание конструктивного диалога с туроператорским сообществом, разработка типовых документов, соответствующих законодательству, формирование общей позиции по тем или иным актуальным вопросам развития рынка.
- Можно ли ваш альянс поставить в один ряд с Ассоциацией туроператоров России и Российским союзом туриндустрии?
— Думаю, что да. Понятно, что АТОР — это объединений туроператоров. В РСТ входят представители различных предприятий туриндустрии: туроператоры, турагенты, экскурсоводы, гостиницы. Но в данном случае речь идет о том, что агенты уже созрели для самостоятельного объединения и формирования единой позиции по вопросам, связанным со спецификой именно турагентской деятельности. В чём она, мы понимаем: это работа с туристами, взаимоотношения с туроператорами. Конечно, альянс ещё молод, хотя сети, которые входят в него, работают на рынке достаточно давно.
- А что всё-таки послужило толчком к созданию альянса?
— Идея объединения турагентов в некую ассоциацию на рынке зрела давно, с тех времен, когда только отменили лицензирование турагентской деятельности. Профессиональное сообщество заинтересовано, чтобы на рынке работали добросовестные партнёры. Но, видимо, сейчас уже пришло время создать отдельное объединение турагентов, рынок созрел: туроператоры объединились в АТОР, более того, была создана организация "Турпомощь", и у агентов возникла потребность в объединении. Рынок стал структуризироваться, и агенты посчитали, что пора вырабатывать совместно какие-то позиции, налаживать диалог с партнёрами по бизнесу уже на уровне объединений.
- Одной из целей первого семинара-совещания АТА вы называли создание единого стандарта работы для турагентств. Как скоро он увидит свет?
— Профессиональные стандарты мы уже себе намечали, разработали проекты. На совещании мы их обсудили, посмотрели, что ещё мы можем внести. Внутренние стандарты альянса мы в ближайшее время обсудим в окончательной редакции и предложим коллегам. Мы уже заканчиваем доработку типового договора о реализации турпродукта, заключаемого между турагентом и туристом. В перспективе у нас — разработка типового договора, который мы хотим предложить нашим партнёрам-туроператорам, договор между туроператором и турагентом. Это основные вещи, которые мы планируем доработать. Кроме того, планируется обсудить и разработать профессиональные требования к турагентам — членам альянса.
— О конкуренции вообще речи быть не может. У туроператоров свои задачи, у агентов — свои. Важно, чтобы цепочка "турист — турагент — туроператор" работала чётко и без сбоев. Туроператоры заинтересованы в том, чтобы агентства работали стабильно. У них достаточно большая ответственность и по финансовым гарантиям, и по "Турпомощи". А наши туристы заинтересованы в том, чтобы, придя в агентство, получить качественное обслуживание, чтобы была дана интересующая информация, чтобы они чётко понимали договор о реализации турпродукта. Эта работа должна быть проделана нами слаженно и в соответствии с законом. Турист должен знать, кто за что отвечает, в какой момент наступает ответственность турагента, что делать в случае, если нарушаются его права.
Конечно, туроператорское сообщество приветствует создание АТА. С объединением в принципе легче работать, потому что когда тот или иной агент убегает с рынка, уходит некорректно, с ним потом пойди разберись! Не найдешь! А если агентства объединились в альянс, то уже можно работать более уверенно, так как в объединении работают стандарты, установлена ответственность.
- Есть у вас какие-то критерии отбора агентств перед вступлением в альянс?
— Для этого и создаются профессиональные стандарты. Членство в альянсе становится неким знаком качества работы турагента. Любой член объединения обязан признавать устав и выполнять требования, которые предъявляются к членам АТА. Это будут определенные требования к технологии, квалификации специалистов, к опыту работы на рынке, к условиям обслуживания туриста. Все эти аспекты в профессиональном стандарте будут прописаны и выложены у нас на сайте.
- Сейчас в альянс входит приблизительно 3,5 тысячи агентств. Тяжело ли контролировать такое количество компаний?
— А мы созданы не для того, чтобы контролировать. Это не вопрос контроля, это вопрос взаимодействия и чёткой совместной работы. На турагентском рынке основные игроки знают друг друга. В каждой сети есть свои требования и реестр турагентств, которые с ними работают. Сейчас мы хотим, чтобы тот лучший опыт, та лучшая практика, которая внутри каждой сети накопилась за эти годы, могли использоваться на благо рынка.
- А вы как-то привлекаете агентства в альянс или они к вам сами приходят?
— На самом деле интерес к альянсу есть. У нас на сайте есть памятка, как вступить в альянс, описана процедура оформления заявки и основные требования. Посмотрим, как дальше агентства будут вступать.
- Как часто вы планируете собираться?
— Здесь всё просто, как в обычном общественном объединении: по уставу — не реже одного раза в год должны собираться все члены партнёрства, а правление собирается по мере необходимости. Практика показывает, что собираться раз в месяц — вполне достаточно.
- Реализация какой задачи для вас первостепенна?
— Те задачи, что я перечислил ранее, они являются приоритетными. Мы готовы со своей стороны подготовить предложения о внесении изменений в закон "Об основах туристской деятельности" или в новый закон, где мы, конечно, хотели бы прописать определённые положения, регулирующие турагентскую деятельность.
- У вас уже есть какие-то конкретные предложения по закону?
— Повторюсь: учредители альянса, эти восемь сетей, они работают на рынке очень давно. Сейчас нужно обобщить нашу практику. Поэтому мы и решили создать правовую комиссию при АТА. Юристы, опираясь на современное законодательство и практику работы других объединений, призваны сформулировать накопленный опыт в том виде, в каком это может быть прописано в законе.
- Времени для этого много потребуется?
— Думаю, нет, потому что все члены альянса очень активны в своей работе. Юридические службы готовили проект типового договора "турист — турагент". Все заинтересованы в том, чтобы эти взаимоотношения стали цивилизованными. Мы хотим, чтобы это было понятно и применимо на практике.
- В планах альянса есть какие-то предложения по развитию внутреннего туризма?
— Безусловно, ведь развитие внутреннего и въездного туризма является приоритетом государственной политики. На сегодняшний день внутренний поток практически в два раза превышает поток выездной. У нас порядка 35 миллионов туристов ездят по стране, и только 15 миллионов ездят за рубеж. Соответственно, тот же самый денежный поток превышает в два раза поток выездной. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы российские туристы чаще ездили по своей стране.
- Не кажется ли вам, что с увеличением количества индивидуальных путешественников спрос на услуги турагентств резко упадёт?
— Многие сейчас путешествуют самостоятельно. Но наши агенты могут помочь им в бронировании отдельных услуг: гостиниц, экскурсий например. Чёткая работа туристско-информационных центров на местах позволит систематизировать работу агентств, чтобы мы могли на месте предлагать туристам услуги. Я уверен — турист всё равно будет искать агентство, потому что ему всегда будет необходима квалифицированная помощь турагента, который знает технологию, который сможет подтвердить бронирование, обработать, оформить документы.
Сейчас мы планируем начать диалог с созданной Ассоциацией туристско-информационных центров. Возможно, обратную связь о том, что мы можем предложить туристам, нам удастся получать именно через ТИЦы.
В любом случае мы ещё раз подведём итоги совещания, выработаем рекомендации для всех участников альянса и будем общаться по всему комплексу вопросов. Думаю, что и тема внутреннего туризма найдёт отражение в наших рекомендациях. Как патриоты, как бизнесмены, работающие в этой стране, мы понимаем, что это направление необходимо развивать.