Андрей Золотов
Персонажи летали на веревках, медведи и страусы танцевали, петарды взрывались, молнии сверкали, а в клетке у птицелова Папагено были живые голуби. Все это происходило в цветастой новой постановке оперы Моцарта "Волшебная флейта", которую Венская опера представила публике в воскресенье вечером.
Зрители живо реагировали на комические эффекты, аплодировали и кричали "браво" на поклонах. Но это была не та овация, которую венская публика устроила на премьере "Тристана и Изольды" Вагнера в июне или постановке оперы Пуччини "Девушка с запада" в октябре.
"Поставить "Волшебную флейту" трудно. Это испытание не только для Тамино и Памины, но это испытание для всего театра", сказал после премьеры, поздравляя артистов, директор Венской оперы Доминик Мейер. По его словам, авторы постарались сделать "сказку и для детей, и для взрослых".
Венская сказка о взрослении
Эта сказка родилась в Вене. Моцарт и автор либретто, артист и импрессарио Эмануэль Шиканедер написали ее в 1791 году для ныне не существующего Фрайхаустеатра в одном из предместий города, соединив народную комедию с масонскими смыслами и модными в то время образами Египта. А с открытия Венской придворной – ныне государственной – оперы в 1869 году, "Волшебная флейта" прошла на ее сцене более тысячи раз.
Если предыдущая венская постановка этой оперы была выполнена в эстетике абстрактной фантастики, то в новом спектакле режиссеры Моше Лейсер и Патрис Курьер, сценограф Кристиан Фенуйллат и художник по костюмам Агостино Кавалька активно пользуются стилисткой старинного театра с полетами над сценой, котурнами и статистами, изображающими животных. В то же время зрители, желавшие увидеть "традиционную" постановку, ушли разочарованными. Мир "храма мудрости" Зарастро был представлен "жрецами" в слегка подкрашенных костюмах-тройках и шляпах, да и сами принц Тамино и принцесса Памина, пройдя испытания огнем и водой и обретя "мудрость", переоблачаются почему-то из сказочных нарядов в строгие костюмы офисных работников.
Режиссеры объясняют свой замысел желанием показать "взросление" героев. "Мы не хотим проклинать ни Зарастро, ни Царицу Ночи, — говорит Лейсер в интервью австрийской газете Kurier, — важно, что взросление приходит на место иллюзий юности".
Сюрприз из Петербурга
Главный вокальный акцент пришелся в воскресенье на немецкого тенора Беньямина Брунса, впечатлившего публику богатством своего голоса в партии Тамино. Его партнершей в партии Памины была тонкая израильская певица Чен Рейсс.
Австриец Маркус Верба явно с удовольствием играл и пел народно-комического Папагено, а его невесту Папагену иполнила блестящая сопрано из Молдавии Валентина Нафорницэ.
В виртуозной партии Царицы Ночи впервые на сцене Венской оперы выступила молодая россиянка из Мариинского театра Ольга Пудова, которую Мейер назвал "главным сюрпризом" этого спектакля. Немалый успех выпал и на долю Трех Дам – Ольги Бессмертной, Кристины Карвин и Алисы Колосовой.
За пультом стоял известный немецкий пианист и дирижер Кристоф Эшенбах, возглавляющий ныне Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне. Однако оркестр Венской оперы, безусловно, знавал лучших интерпретаторов Моцарта. Под управлением Эшенбаха музыкантам подчас не хватало точности и нюансов, которые заставляют сверкать музыку великого венца.
Дальнейшие представления "Волшебной флейты" состоятся в Вене 20, 24, 27, 30 ноября и 2 декабря. А спектакль 27 ноября будет транслироваться в Интернете на сайте Венской оперы.