Рейтинг@Mail.ru
Театр Сатиры и Театр им. Моссовета: разница в возрасте? - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Театр Сатиры и Театр им. Моссовета: разница в возрасте?

Читать ria.ru в
Дзен
В двух театрах-соседах - Театре Сатиры и Театре имени Моссовета - прошли премьеры спектаклей "Незабываемые знакомства" и "Опасные связи". О том, почему постановки получились такими разными - в рецензии проекта Weekend.

Вера Копылова

Москва, метро Маяковская. Два легендарных театра-соседа: Театр Сатиры Александра Ширвиндта и Театр имени Моссовета Павла Хомского. Оба соседа сыграли по премьере в субботу, 16 ноября. У обоих зал – больше, чем на тысячу мест, и у обоих полный аншлаг, традиционно огромные очереди в буфеты и туалеты. Даже названия у спектаклей похожи: "Незабываемые знакомства" и "Опасные связи". Проект Weekend выяснил, почему в двух академических театрах свежайшие спектакли получились такими разными.

"Незабываемые знакомства" в Театре Сатиры: граждане, вы из какого века?

Новый спектакль в Театре Сатиры состоит из двух пьес, между которыми преподаватель Воронежской театральной академии 51-летний Сергей Надточиев нашел созвучие. Первая часть – это пьеса драматурга Нины Садур 1984 года "Ехай", самая известная и, кажется, лучшая во всем ее творчестве. Вторая – "Что случилось в зоопарке" американского писателя-абсурдиста Эдварда Олби, написана в 1959-м.

Спектакль на трех актеров: знаменитый по киноработам Федор Добронравов, другая звезда, правда, более "театральная" – Андрей Барило, и прекрасная актриса, много лет служащая в Театре сатиры, Нина Корниенко.

Первый акт. Круг света, в котором шевелятся зимние звезды. Мороз, рельсы – и мужик, задом кверху лежащий поперек рельсов. Битый час Машинист (Андрей Барило) уговаривает Мужика (Федор Добронравов) слезть с рельсов и дать проехать поезду. Тот – ни в какую. "Ехай",- кричит, и все. Решил покончить с жизнью. "Ехай!".

Выясняется, что Мужик собрался зарезаться поездом из-за того, что его "жирная, противная жена" не дала сто рублей на красное вино. "А мне вина охота!". Шокированный его меркантильностью и эгоизмом Машинист дает ему сотню. Тут бы все и кончилось, если бы не бабуся с колокольчиком (Нина Корниенко), бредущая по полю в поисках своего сбежавшего козла. Добрая бабуся, чистая душа, вскрывает последние тайны. Мужик хочет помереть, потому что "ничейный я", никого у него нет, никому не нужен. Но бабка находит с ним общий язык и зовет его к себе жить. Обозленный Машинист пытается открыть ей глаза: "Гражданка, вы из какого века? Посмотри, бабка, он же в тюрьме сидел!". Но бабка людям верит и Мужика принимает. А в дураках, одинокий и тоже никому не нужный, остается Машинист, у которого якобы все в порядке, но которому разбередил душу Мужик, вечный провокатор. Все три персонажа одиноки, но эти двое уходят вместе, а Машинисту не к кому идти.

Сюжет пьесы Садур передан верно, но тускло. Мужик в телогрейке с иголочки и ватных штанах без единой замятинки выглядит как экспонат музея восковых фигур. Бабуся в поисках козла выходит в чисто английской клетчатой накидке — яркой и прекрасной, но в русской деревне такого платка днем с огнем не сыщешь. У Добронравова и Барило в этом спектакле не прозвучало ни единой реплики без того духа театральщины, который вызывает желание поставить в театре освежитель воздуха: слишком пыльно. Четвертая стена – между зрителями и сценой – стоит почти зримо, толстая и прочная, сквозь которую не доходят до зала придуманные, неживые эмоциональные конструкции.

Вторая часть, по Эдварду Олби, продолжает первую. У Федора Добронравова снова роль провокатора, срывателя покровов с обыденности. Андрей Барило играет английского джентльмена по имени Питер, имеющего жену, двух дочек, двух кошек, двух попугайчиков и обустроенную жизнь. Добронравов – Джерри, странный человек в плаще, который заводит с ним в парке беседу. Диалог, где Джерри расскажет Питеру о своей свободе и необремененности ни женой, ни попугайчиками, ни домом, и откроет ему глаза на его зашоренность и зажатость, закончится спровоцированным убийством. Но выяснится, что речь-то снова об одиночестве, которое лежит в каждом из нас под спудом мертвым грузом. А что, разве не так?

© предоставлено Театром СатирыАндрей Барило и Федор Добронравов в спектакле "Незабываемые знакомства" в Театре Сатиры
Андрей Барило и Федор Добронравов в спектакле Незабываемые знакомства в Театре Сатиры

Сложно не согласиться. Вообще сложно не согласиться с отвлеченными философскими идеями, высказанными в этих двух милейших и гладких историях. "Незабываемые знакомства" — прекрасный шанс выпасть на пару часов из реальности, отвлечься от проблем, выключить на это время живую жизнь. Здесь ничто не побеспокоит, не доставит неудобства, не заденет за живое. Этакий бесконтактный театр. И лучшая метафора для него – типичный прием: в финале с потолка сцены на артиста падает луч света и летят блестящие бумажки в виде снега или водяная пыль в виде дождя. Летит-то летит, но зритель, конечно, не промокнет.

"Опасные связи" в Театре им. Моссовета: без ложной скромности

Роман француза Шодерло де Лакло "Опасные связи" был опубликован аж в 1782 году! Вот уж, казалось бы, где пыль веков и устаревшие идеи. А режиссер спектакля и художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский, напомним, — самый пожилой худрук Москвы. Ему 88 лет! Казалось бы, надеяться не на что. Однако…

Новый спектакль поставлен с таким драйвом, энергией и чувством бурления крови в жилах, что оказался по духу куда моложе спектакля своего соседа. Но что драйв – это чистой воды разврат!

Ольга Кабо в роли Маркизы де Мертей, коварной интриганки, светской дамы, для которой нет ничего слаще, чем отомстить бывшему любовнику. Драматическая работа актрисы – вполне на уровне. Но сколько эффекта в ее появлениях, сколько визуальных потрясений для зрителя в череде разнообразных шикарных нарядов! И уж чтобы сразить зал наповал – сцена одевания маркизы, где мы во всех подробностях разглядим чулочки, поясочки, корсеты, подъюбники, юбки, подвязки… Красота – страшная сила.

В партнерах у Кабо – Александр Яцко, герой-любовник, соблазнитель похуже Казановы. Виконт де Вальмон в его исполнении и похож на Казанову: потрясающе ладная фигура, орлиный нос, длинные волосы, собранные сзади в хвост, и чарующая улыбка. Конечно, перед таким виконтом не устоит ни одна мадам!

Месть и соблазнение, сексуальные сцены в предельном дезабилье, более чем откровенные поступки и слова. Маркиза де Мертей и Виконт де Вальмон считали себя прожженными интриганами и безжалостными соблазнителями, играли и интриговали на равных. "Шулера не играют за одним столом". Но дама обманула самого коварного любовника Парижа. Обманула, выставив его в дураках и заставив совершить несколько очень грязных совращений.

Первое – это 15-летняя выпускница монастыря Сесиль. Маркиза задумала найти соблазнителя и лишить ее девственности, чтобы отомстить будущему супругу Сесиль (он же экс-любовник маркизы). Стоило бы пригласить на спектакль ревнителей закона о нетрадиционных сексуальных отношениях ради одной фразы, произнесенной Ольгой Кабо: "Будь я менее строгих правил, я бы сама с ней разобралась!". Но виконт, разумеется, не подкачал и в две недели превратил юную Сесиль в опытную жрицу постельных изысков.

Второе коварство – это добродетельная замужняя дама. История с этим соблазнением приведет к дуэли и кровавой развязке. И костюмы главных персонажей будут дьявольски краснеть к финалу (феерическая работа знаменитого художника по костюмам Виктории Севрюковой). И вееров в спектакле станет все больше: веер как символ ложной скромности использовал в декорациях художник-постановщик Борис Бланк, народный художник России. Веером складываются и опускаются кулисы, в форме веера – спинки диванов и прочие детали интерьера. Так что обычный веер, появившийся в руке Ольги Кабо, кажется уже излишеством.

Парики, белила, декольте, шнуровки, корсеты и каркасы для юбок не мешают буквально каждому из актеров играть с подколом, с хитринкой, свежо и остро. Это относится и к народной артистке России Ирине Карташевой в роли тетушки виконта: она работает в театре с 1947 года и остается звездой. В этом спектакле все молоды вне зависимости от возраста. Может, в этом секрет?

"Опасные связи" — тоже прекрасный способ выпасть на пару часов из реальной жизни. Но только затем, чтобы пережить волнующую кровь историю. Кому есть, что вспомнить, выйдет из зала с таинственной улыбкой. А кто без греха, тому на свежую премьеру в соседний театр.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала