ТОМСК, 16 ноя — РИА Новости. Виктор Кресс, руководивший Томской областью более 20 лет, отмечает в субботу 65-летие. Накануне юбилея корреспонденты РИА Новости попросили едва ли не самых близких к нему людей — его пресс-секретарей — рассказать малоизвестные, но ставшие легендами истории о трудовых буднях Кресса.
Денег привезет?
"Мое "пресс-секретарство" пришлось на конец "лихих 1990-х". Со всеми вытекающими. Взять, например, ежеутренние заседания чрезвычайной комиссии по выплате зарплаты — Кресс с замами в "ручном режиме" распределяли тончайшие ручейки денежных поступлений. Начальники ломали головы — каким бы еще бартером, в условиях дефицита "живых" денег, выплатить зарплату работникам социалки.
Мне по итогам этих заседаний приходилось писать не совсем жизнерадостные пресс-релизы, которые, в конце концов, превращались в еще более мрачные газетные заметки с заголовками типа "Не рублями, а отрубями!" Вот такой "пиар" получался.
Виктор Мельхиорович, без преувеличения, "жил" в командировках: трудовая неделя с двумя-тремя рабочими поездками в районы для него была делом обычным. Поэтому формулировка "разъездной характер работы" в точности соответствовала деятельности губернатора Кресса и его тогдашней команды.
Знать свою область, понимать то, как и чем живут люди за пределами города Томска — одно из главных требований, жестко предъявлявшихся Крессом к своим заместителям и другим обитателям кабинетов "Белого дома".
Конечно, были и бессчетные "рабочие поездки в Москву" губернатора, и мои ранние утренние звонки Виктору Мельхиоровичу в его номер в гостинице "Россия", и послеобеденные вопросы томских журналистов: "Ну как, Кресс денег привезет?". Бог знает, как оно там ему удавалось, но "привозил" почти всегда. Так и выстояли тогда, во главе с Крессом".
Куда дели каравай?
"Каждую весну он всегда ездил открывать весенние полевые работы в Кожевниковский район — самый сельскохозяйственный район Томской области. И каждую весну руководство устраивало встречу на границе района в районе села Десятово. Встречали русские красавицы с неизбежным караваем и солонкой.
Кресс все время смеялся — мол, хватит этот цирк устраивать. Но потом "цирк" стал традицией — хочешь не хочешь. Бывают такие глупые традиции вроде мешка с овечьей шерстью, на котором сидит спикер английского парламента. Уже смешно, но сидит и сидит. Так и здесь. Каравай стал традицией.
Но всегда интересно — а куда деваются караваи после того, как их подарят? Не едят же их люди — ну, некогда им. Кресс ради вежливости всегда отщипывал кусочек, затем махал рукой в сторону машины сопровождения ГИБДД, и говорил: "Каравай ребятам отдайте, у них не пропадет".
Опасная шутка
"Однажды губернатор пришел утром на аппаратное совещание. Он был не в духе и начал с сообщения о собственном здоровье, чего в жизни отродясь не бывало. Сказал: "Значит, так, говорю здесь всем: у меня нормальное здоровье, я еще могу пахать 12-14 часов, и спрос с вас будет все эти 12-14 часов, пока я работаю. У меня все хорошо. Понятно всем?". Все кивнули и зашептались — а что случилось?
И выяснилось, что накануне, в пятницу, кто-то под ником ozzi завел на интернет-форуме тему "Час назад в кардиоцентре умер губернатор Виктор Кресс". Тема вызвала бурный резонанс, народ всполошился, поползли слухи. И люди, которые могли себе такое позволить, стали звонить Крессу на мобильный. И когда количество звонков перевалило какую-то критическую массу, он рассвирепел.
И первое задание, которое я от него лично получил в тот понедельник — найти и узнать, кто и почему это выложил. Он не жаждал крови, сказал: "Найди его, только быстрее — только быстрее, чем мои ребята из силового крыла, а то его хотят на два года по злостной хулиганке посадить".
В результате ozzi был найден. Это оказался малец 19-ти лет. Он сидел вечером в пятницу и думал, что бы такое придумать. И придумал на свою голову. Губернатор сказал — пусть там же извинится, скажет, что пошутил. Что юноша и сделал через два дня. Со всеми попрощался и исчез навсегда…
Он, может, "гуляет" под другим ником. Но я до сих пор смеюсь: заводятся политические дискуссии в интернете, и когда они достигают определенной остроты, кто-то обязательно скажет — ребята, аккуратнее с высказываниями, помните об ozzi, куда он исчез".
Читайте также: кто запретил чиновникам в Томске нести олимпийский факел, какая зарплата у томского сенатора и почему подорожавшие яйца — не местная проблема — в очередном выпуске рубрики "Неделя в лицах" на tomsk.ria.ru