Приказ о назначении нового директора театра "Современник" был подписан руководством департамента культуры в среду. Но сам Валерий Райков, экс-директор Саратовского ТЮЗа, почти весь октябрь постоянно присутствовал в театре Галины Волчек, присматриваясь к новому коллективу. О том, почему Галина Борисовна остановила свой выбор на нем и как сегодня стоит оценивать его уход из ТЮЗа в Саратове, РИА Новости рассказал сам Валерий Райков. Беседовала Вера Копылова.
— Это назначение было для вас неожиданным?
— Оно было для меня трепетным. Это очень важный в моей жизни этап. Я нахожусь в театре уже месяц. Я погружался в него, старался понять, смогу ли соответствовать столь интересному и серьезному театру Москвы. Вникал во все тонкости этого театра-дома с такой славной историей. Пытался оценить, насколько смогу применить свой опыт и оправдать столь высокое звание — директор театра "Современник".
— Инициативу в вашем назначении проявил департамент культуры Москвы?
— Меня привела в театр Галина Волчек. Мы не были знакомы раньше, общаемся мы всего месяц, с начала октября. Галина Борисовна брала меня как претендента. Целый месяц я смотрел на людей, на театр, и на меня смотрели. Волчек оценивала, каков мой ход мыслей, какие внутренние организационные шаги хочу предпринять. Она сказала мне примерно так: если ты претендуешь на это звание, то посмотри, разберись, расскажешь мне свои мысли — и тогда я пойму, соответствуешь ты или нет. Я рассказал о себе, о том, как я работал, что я умею, что, на мой взгляд, в театре прекрасно, а что нужно оптимизировать. И с этой точки зрения я ей подошел, она выбрала меня, и я счастлив этим. Все это получилось благодаря Галине Борисовне.
— С чего планируете начать?
— Тут надо засучить рукава и делать. Впереди у театра капитальный ремонт, переезд, выпуск премьеры, юбилей Галины Борисовны 19 декабря. Все это вместе — колоссальный объем работы. Ближе всего премьера — "Игра в джин" 3 декабря. Галина Борисовна сама ставит, в ролях Лия Ахеджакова и Валентин Гафт. Все творческие силы театра направлены на эту премьеру. Параллельно готовится юбилейный вечер Волчек. Одновременно административная группа вместе с постановочной частью готовит наш переезд во Дворец на Яузе. В репертуаре тридцать спектаклей, далеко не все из них работали на выезде, и все их нужно будет перевезти и адаптировать к новой площадке. Этот огромный процесс будет проводиться с начала года, и будем стараться сделать так, чтобы творчески спектакли ничего не потеряли при этой адаптации.
— Что известно о сроках переезда?
— Сроки связаны с этим процессом. Необходимо будет приглашать художников и режиссеров спектаклей, проводить репетиции. На это понадобится несколько месяцев. Поэтому сроки будем уточнять в ближайшие месяц-полтора исходя из этих планов.
В это же время в здании театра на Чистопрудном бульваре начнется ремонт, в первую очередь административного блока, в котором так нуждается театр. Ремонт будет длиться два года. Совместно с департаментом культуры мы сейчас работаем над тем, чтобы этот срок не сдвинулся ни на йоту. Уже сейчас наши строители работают активно. Дальше нужно время и качественное взаимодействие с проектировщиками и строителями.
— Какова хозяйственная ситуация внутри театра? Все-таки "Современник" после ухода последнего директора Владимира Бакулева формально три месяца был без административного руководства.
— Я не готов обсуждать это. Театр имеет легендарную историю и прекрасные спектакли. Палитра репертуара такова, что ей может позавидовать любой театр мира. Говорить, что предыдущее руководство было непрофессиональным, я не собираюсь. Что я собираюсь, так это работать с позиций своего знания максимально эффективно, делать все, что я могу.
— Видите ли вы минусы в работе со зрителем, с распространением билетов?
— У нас есть куда стремиться. Театр работает на аншлагах, заполняемость залов отличная, но мы хотим достичь стопроцентных аншлагов. Сейчас театр делает новый сайт, вводит туда удобную для зрителя продажу электронных билетов. Это будет внедрено в ближайшее времяБудем проводить определенную работу с рекламой. Это, я надеюсь, даст отличные результаты. Переезд осложнит нашу работу, но мы это препятствие должны преодолеть.
— Почти год прошел с тех пор, как по непонятным причинам сгорело старое здание Саратовского ТЮЗа. После этого министерство культуры области разорвало с вами контракт. Слухи ходили противоположные: Счетная палата области нашла в театре "финансовые нарушения", а культурная общественность считает, что старое здание потребовалось властям — отсюда и пожар, и увольнение неугодного директора. Люди до сих пор благодарят вас за новое выстроенное здание театра и за вашу яркую деятельностью на этом посту.
— Я ушел из Саратовского ТЮЗа 11 января. Это родной для меня коллектив, прекрасный этап — 18 лет работы. Но жизнь сложилась таким образом, что я вынужден был уйти. Надо двигаться дальше. Я стараюсь не касаться этой темы. Не было бы счастья, да несчастье помогло! С худруком ТЮЗа Юрием Ошеровым мы время от времени общаемся, вспоминаем о тех прекрасных временах. Было сделано много хорошего. Но я рассчитываю, что наработанный опыт я смогу применить здесь и что-то неплохое сделать и для "Современника".
— Какое у вас ощущение от первого месяца в "Современнике"? Вы сможете сработаться с новым коллективом?
— Сейчас я нашел здесь свой дом. Мне душевно очень комфортно в "Современнике", он становится мне родным. Я хочу не внедриться, а влиться, вжиться в этот прекрасный коллектив. Хочется стать не администратором, а родным человеком. В этих стенах я почувствовал дух театра-дома, который я исповедую, который у меня в крови.